Методические подходы к анализу финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия
– ряды динамики – абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста;
– сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам;
– сравнение показателей;
– расчет индексов;
– детализация показателей.
При помощи бухгалтерских методов, а именно балансового метода можно проводить факторный анализ некоторых моделей и определять количественное влияние отдельных факторов на изменение анализируемого показателя. Особенно широко распространено использование данного метода при анализе правильности размещения и использования хозяйственных средств и источников их формирования.
Экономико-математические методы анализа применяются при решении конкретных аналитических задач и включают:
– методы элементарной математики;
– классические методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление;
– методы математической статистики, прежде всего корреляционно-регрессивный анализ, который наиболее распространен в практике;
– эконометрические методы;
– методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование;
– методы исследования операций: управление запасами, методы технического износа и замены оборудования;
При использовании экономико-математического моделирования отражение действительности осуществляется с помощью математических моделей – формул:
а) Кратные модели – модели деления;
б) Мультипликативные модели – модели умножения;
в) Аддитивная модель – модель сложения или вычитания;
В аналитической работе используются также методы моделирования:
– методы преобразования модели позволяют перейти от модели кратного типа, например, к аддитивной модели;
– методы расширения факторной модели используются при анализе рентабельности;
– методы сокращения факторной модели;
Метод использования абсолютных, относительных и средних величин применяется при анализе довольно часто. Анализ тех или иных показателей, экономических явлений, ситуаций, как правило, начинается с рассмотрения абсолютных величин в натуральных или стоимостных измерителях. Эти показатели являются основными в финансовом учете. В анализе они используются для исчисления средних и относительных величин, которые незаменимы при анализе динамики явлений. С помощью относительных показателей строят временные ряды, которые характеризуют изменение того или иного показателя во времени (по отношению к базисному показателю, принятому за 100%). Аналитичность относительных показателей очевидна при изучении структуры экономического явления (доля в рассматриваемом показателе), при анализе интенсивности использования производственных ресурсов (например, производительность труда, фондоотдача, фондовооруженность и т.д.).
Особенность относительных показателей, которые часто выступают в виде коэффициентов, заключается в том, что их надо интерпретировать, давать им экономическое объяснение. И относительные, и абсолютные количественные показатели сами по себе зачастую недостаточно информативны и требуют дополнительно использования метода сравнения.
Средние величины позволяют обобщить совокупность типичных показателей, сравнить изучаемый признак по разным совокупностям.
Обязательным условием применения метода сравнения выступает сопоставимость показателей по содержанию и структуре (по кругу оцениваемых показателей, по ценам, по структуре выпуска продукции и ее реализации) с целью выявления черт сходства либо различий между ними.
В анализе применяются следующие типы сравнений.
1) Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов – сопоставление хозяйственных показателей текущего периода с аналогичными показателями предшествующего периода;
2) Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми. Отклонение фактических данных от плановых является объектом дальнейшего анализа;
3) Сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов очень широко используется в практике;
4) Межхозяйственный сравнительный анализ, процессе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями ведущих предприятий;
5) Сравнение со средними данными по отрасли.
При использовании этого метода необходимо обеспечить сопоставимость данных по ценам (пересчет в цены базисного периода с помощью индексов), по социальным, природным и иным факторам.
Группировка предполагает определенную классификацию явлений и процессов, причин и факторов, их обусловливающих. Далее с помощью экономического анализа устанавливается причинная связь, взаимосвязь показателей, выявляются факторы и проводится факторный анализ, при котором один из показателей, полученных в результате группировки, рассматривается как фактор, влияющий на другой фактор, а второй – как результат влияния первого. Важнейший вопрос при проведении такого рода исследования – выбор интервала группировки. Существует два основных подхода (метода) к его решению.