Методические подходы к анализу финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия
Основная цель финансового анализа – получение максимального количества наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Не менее важное значение в организации анализа имеет методическое его обеспечение. От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация готовых компьютерных программ, позволяющих оперативно и комплексно исследовать результаты хозяйственной деятельности с использованием экономико-математических методов.
Анализ финансово-экономического состояния предприятия проводится с помощью совокупности методов и рабочих приемов (методологии), позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Под методами финансового анализа понимаются способы подхода к изучению изменения финансовых показателей и взаимосвязей между ними.
При выполнении анализа выделяются следующие этапы:
– 1 этап – уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы;
– 2 этап – разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа;
– 3 этап – собирается и подготавливается к анализу необходимая информация;
– 4 этап – проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана исследуемого периода, фактическими данными прошлых периодов, с достижениями ведущих предприятий, средними по отрасли и т.д.;
– 5 этап – изучаются факторы и определяется их влияние на результаты деятельности предприятия;
– 6 этап – выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства;
– 7 этап – происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.
Выделяют следующие типы анализа:
1) Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
2) Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
3) Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем; таким образом, тренд есть перспективный, прогнозный анализ;
4) Анализ финансовых коэффициентов – расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей;
5) Сравнительный анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей отчетности фирмы с показателями дочерних фирм, подразделений, а также при сопоставлении показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными, с соответствующими показателями прошлых периодов;
6) Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Все методы экономического анализа можно разделить на две большие группы – качественные и количественные. Качественные методы позволяют на основе анализа сделать качественные выводы о финансовом состоянии предприятия, уровне его ликвидности и платежеспособности, инвестиционном потенциале, кредитоспособности организации.
Количественные методы нацелены на то, что в процессе анализа оценить степень влияния факторов на результативный показатель, рассчитать уравнения регрессии для их использования в планировании и прогнозном анализе, найти оптимальное решение по использованию производственных ресурсов.
Количественные методы подразделяются на:
– статистические;
– бухгалтерские (метод двойной записи, балансовый метод);
– экономико-математические.
Способы и приемы количественного анализа включают такие традиционные методы, как:
– использование абсолютных, относительных и средних величин;
– сравнение;
– группировка;
– индексный метод;
– метод цепных подстановок;
– интегральный метод
К статистическим методам экономического анализа относятся:
– статистическое наблюдение – запись информации по определенным принципам и с определенными целями;
– расчеты средних величин;