Анализ обслуживания и современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации
Углубление разделения ответственности продолжалось в 2004-2005гг. Это делалось на основе сокращения Минфином Росси объема краткосрочных заимствований и передачи Центральному банку Российской Федерации права удовлетворения потребности в краткосрочных инструментах в случаях увеличения рублевого предложения посредством своего портфеля государственных облигаций выпуска облигаций Банка России (ОБР). Это означает, что фактически в сферу ответственности Центробанка России отошел краткосрочный сегмент рынка долговых обязательств, а Минфин России сосредоточил свое внимание на средне- и долгосрочных сегментах рынка облигаций.
Следует отметить, что в 2004-2005гг. наблюдалось дальнейшее расширение рынка государственного внутреннего долга – только в 2004г. внутренняя задолженность, выраженная в государственных облигациях, увеличилась на 14,0% за счет ОФЗ-АД. При этом неуклонно возрастал удельный вес облигаций федеральных займов с отдаленным сроком погашения: 2008,2010, 2012 и 2018 годах. Принимались меры к повышению ликвидности рынка для этого активно размещались облигации с высоким купонным доходом и имитировались пользующиеся повышенным спросом ОФЗ-АД (см. Приложение 4,5,6,7).
Реализация такой долговой политики не замедлила сказаться на увеличении доли рыночной составляющей внутреннего долга России.
Резюмируя сказанное, следует отметить что российский рынок государственных ценных бумаг относится к числу развивающихся рынков. Его дальнейшая динамика будет связана с совершенствованием нормативной базы, институциональным развитием рынка, формированием единой системы управления государственным внутренним долгом.