Анализ обслуживания и современное состояние государственного внутреннего долга Российской Федерации
В целом внутренний рынок государственного долга в 1999г. характеризовался осторожностью инвесторов, низкой ликвидностью и высокой доходностью облигаций государства. Некоторое оживление в деятельности рынка началось в четвертом квартале 1999г.
По завершении основного этапа реструктуризации государственного внутреннего долга, ряд государственных облигаций перешел в новое состояние: по сравнению с докризисным уровнем нерыночная часть долга сократилась более чем в два раза, почти втрое увеличились сроки заимствований, в обращении остались инструменты с фиксированным и достаточно низким купонным доходом 10-30% годовых.
В 2000-2001гг. была продолжена жесткая политика государственных заимствований. В частности, в 2001г. Минфин России стремился к размещению ГКО/ОФЗ в объемах, несколько превышавших объемы погашаемых бумаг. На этой основе в начале года сохранялся понижательный тренд аукционной доходности (затем этот показатель стабилизировался), возрастала срочность размещаемых облигаций, появились тенденции к выравниванию доходности долговых инструментов с различным сроком погашения, сокращалась доля нерезидентов в рыночном портфеле ГКО/ОФЗ (продолжался контролируемый российским государством вывод средств нерезидентов данного сегмента долгового рынка), Минфин России возобновил практику доразмещения облигаций и начал практиковать досрочный выкуп инструментов в целях уменьшения объема внутреннего долга и сглаживания платежного графика. В результате абсолютный и относительный государственный внутренний долг сократился за год еще на 23,9 млрд. рублей [15].
Итогом такой политики стало восстановление рынка внутреннего долга и восстановление доверия инвесторов к эмитенту. Инвесторам было предложено большее число инструментов, на вторичном рынке проведены десятки доразмещений. Доходность государственных облигаций была существенно снижена, но она оставалась положительной (с учетом инфляции).
Тенденции к сжатию объемов внутреннего долга была преодолена в 2002г. на основе перехода к умеренно-жесткой долговой политике – за год долг увеличился на 17,7%. В целом рынок внутренних заимствований развивался под сильным воздействием двух факторов. Во-первых, в связи с неблагоприятными условиями внешних заимствований (внутренняя норма доходности валютных облигаций на 10 процентных пунктов превышала аналогичный показатель по ГКО/ОФЗ) было принято решение о замещении их внутренними займами. Во-вторых, на рынок государственного долга вышли значительные средства Пенсионного фонда Российской Федерации в виде страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии из свободных резервных средств. Правительство Российской Федерации дважды вносило изменения в первоначальный план эмиссии государственных облигаций, увеличив объем эмиссии ОФЗ до 217,5 млрд. рублей или в 2,2 раза.
В 2002г. сохранилась позитивная тенденция снижения доходности ГКО/ОФЗ: за год индикатор рыночного портфеля этих обязательств (по методологии Банка России) понизился с 14,5% до 13,5% годовых. Во второй половине года, впервые после августа 1998г. были выпущены долгосрочные облигации. Возросла ликвидность государственных бумаг. Реальная доходность операций по ГКО/ОФЗ была положительной и сложилась за год на уровне 4,35% годовых.
В 2003г. усилилась тенденция к перераспределению инвестиционных потоков в пользу рублевых. Государственные ценные бумаги все более воспринимались как один из новых объектов среднесрочного, а зачастую и долгосрочного вложения средств. Повышенный спрос предъявлялся на облигации федерального займа с амортизированным доходом. Эти процессы сопровождались дальнейшим снижением доходности по операциям с ГКО/ОФЗ для инвесторов (что совсем не сказалось на инвестиционной привлекательности государственных финансовых инструментов).
В марте 2003г. Банк России впервые после августа 1998г. получил возможность проведения операций по продаже федеральных облигаций и из собственного портфеля и от своего имени. Это стало осуществимым в результате обмена Минфином России части портфеля облигаций Центробанка Российской Федерации на ОФЗ-АД с хорошими рыночными характеристиками. На этой основе произошло реальное разделение ответственности на рынке долговых обязательств: Минфин России отвечает за финансирование бюджетных расходов в части привлечения источников финансирования бюджетного дефицита, Банк России операциями на рынке государственного долга, регулируя денежное обращение в стране.