Сущность и функции финансов. Финансовая политика
Важнейшей тенденцией современного этапа развития финансовых рынков является резкое увеличение и безусловное доминирование на них спекулятивных операций, на долю которых приходится более 95% всех финансовых сделок. Если учесть, что на $1, работающий в реальном секторе, приходится $60, обращающихся на финансовых рынках, то становится ясно, как велик удельный вес спекулятивных операций в мировой экономике в целом. Международные финансовые организации и национальные государства не могут противостоять нестабильности, вызываемой неконтролируемыми перемещениями спекулятивного капитала. Например, финансовые ресурсы МВФ оцениваются сейчас в $350 млрд., а средства только хеджфондов, осуществляющих, в частности, валютные спекуляции, - в $500 млрд. Так что? Даже если МВФ вовремя сосредоточит свои ресурсы и попытается противостоять международным валютным спекулянтам, его средств окажется явно недостаточно.
В развитии финансовых рынков значительную роль играет рынок евровалют. Возникновение этого рынка представляет собой одно из самых значительных и интересных явлений мировой экономики. За последние два десятилетия значительная часть мирового капитала – около $8-10 трлн. – по разным причинам вышла из-под юрисдикции конкретных государств и стала самостоятельной транснациональной силой в форме евровалют.
По объемам среди финансовых рынков первенствует валютный рынок, объем которого превышает $680 трлн. в год. Это означает, что на каждого жителя Земли приходится $120 тыс. валютных, в основном спекулятивных, операций. В то же время, по данным ООН, 1,2 млрд. человек на планете не имеют и $1 в день, а 2,5 млрд. - $2 в день.
3
. Важнейшей стадией общ-го пр-ва яв-ся воспроизводство. Оно включает 4 стадии: пр-во, обмен, рапр-ие, потр-ие. В воспр-ве, как в едином эк-м процессе участвуют разл-ые эк-ие ед-цы: 1. хоз. субъекты, 2. гос-во, 3. дом. хоз.
Все эти ед-цы потребляют множ-во ресурсов, получают доходы и несут расходы. Осн-ми доходами в дом-х хоз-вах выступают: оплата труда в форме з.п., дивиденды, % Эти средства расходуются на приобретение потреб-х тов-в и услуг, оплату жилья,отдых,лечение.Роль финансов в дом. хоз-х значительно возрасла.
Гос-во формирует свои доходы за счёт налогов, выпуска облигаций, акций. Гос-во т. же несёт и расходы: ооронные, административные, суды, мед, соц., услуги.
Т. О. доходы и расходы имеются у всех эк-х субъектов воспроизвод-го процесса т.е все они имеют бюджеты состояния из доходной и расходной ч астей. При этом у одних уч-в возникают профициты ( дох > расх) у др-х дефициты. Следов-но создаются объективная необходимость перераспределения полученных ден-х средств, кот-ые и осущ-ся с помощью фин-в в широком понимании этого термина.
5.
Фин. пол-ка – совок-ть метод-х принципов, форм организации и методов исп-ия фин-в.
Практически фин-ая пол-ка реа-ся на основе принятия системы гос-х мероприятий разраб-х на опред=й период времени по мобилизации части фин-х рес-в об-ва в юджет и их эф-му исп-ию для вып-ия гос-м своих функ-й.
Фин. пол-ка есть составная часть эк-ой пол-ки напр-ой на обесп-ие эк-го роста, а так. же на усиление значимости гос-ва в междунар-м сообщ-ве. Для осущ-ия и приме-ия в жизнь фин. пол-ки применяется совокупность бюджетно-налоговых и др-х фин-х инструментов и институтов наделённых соответ-ми закон-ми полномоч-ми по формир-ию и использ-ию фин-х ресурсв и регул-ию ден-х потоков.
Сод-ие фин. пол-ки опред-ся в след-м: соответ-ей теорет-ой базой и разра-ой на её основе концепции пред-ей роль гос-ва в области фин-в. Разраб-ой основ-х направлений и целей в достижении макроэк-х показ-й обеспеч-х сбалансир-ть доходов и расходов гос-ва на текущий период и перспективу. Осущ-ие практич-х мер по реализации этих целей с помощью всей совокупности фин-х и гос-х инструментов.
Важно, чтобы в фин. пол-ке провод-ая гос-вом, была достигнута стабилизация( соблюдение заплан-х темпов инфляции, темпов бюджетного дефицита) У нас профицит бюджета, а гос-во д. план-ть дефицит, ояз-но наличие достаточной денеж-ой массы.
Фин. пол-ка в её широком понимании включ-т тамож-ую, кредитно-денеж-ую, бюджетную пол-ку.
Приоритет-ые задачи фин. пол-ки в значительной степени обесп-ся бюджетной полит-ой с помощью кот-ой реал-ся след-ие осн-ые функции:
фин-ое обеспечение в рез-те вып-ия гос-ом своих функ-ий.
поддержание фин-ой стаб-ти в стране.
обеспечение фин. целостности федер-го гос-ва.
создание условий для социально-эк-го развития.
Ближайшими стратегическими целями яв-ся:
обеспечение полного и устойчивого вып-ия фин-х об-в на всех уровнях власти.
устранение дестимулирующих и развитие стим-х Эл-в в бюд-ой пол-ке.
существенное снижение издержек.