Заключение
Изменения, внесенные Федеральным законом от 28.12.02 № 185-ФЗ коснулись также некоторых вопросов государственной регистрации и размещения ценных бумаг.
Во-первых. До внесения изменений в Федеральный закон о рынке ценных бумаг существовала правовая коллизия в части размещения ценных бумаг при учреждении акционерных обществ, а также размещения ценных при реорганизации обществ в форме слияния, разделения, выделения и преобразования. Нормы действовавшего Федерального закона о рынке ценных бумаг не допускали размещение ценных бумаг без их государственной регистрации. Вместе с тем размещение ценных бумаг осуществлялось в момент создания юридического лица созданного путем учреждения, слияния, разделения, выделения и преобразования. Регистрирующие органы в этих случаях осуществляли государственную регистрацию выпуска ценных бумаг постфактум, и в отчете об итогах выпуска ценных бумаг датой размещения ценных бумаг указывалась дата государственной регистрации юридического лица (общества). Внесенные изменения и дополнения устранили указанную коллизию. В соответствии с новой редакцией ст. 19 Федерального закона о рынке ценных бумаг при учреждении акционерных обществ или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг.
Во-вторых. Изменениями расширены полномочия регистрирующего органа в части предъявления требований к порядку и условиям принятия эмитентами решений, являющихся основанием для осуществления обществом эмиссии ценных бумаг. Полномочия регистрирующего органа реализуются путем обязательного представления в регистрирующий орган документов, перечень которых определен в ст. 20 Федерального закона о рынке ценных бумаг. В частности, для государственной регистрации выпуска ценных бумаг эмитентом, наряду с заявлением о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, представляются документы, подтверждающие соблюдение им требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг. Таким образом, регистрирующий орган при рассмотрении документов, представляемых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг вправе оценивать соблюдение процедуры созыва и проведения общего собрания акционеров (совета директоров) общества. Одновременно Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает исчерпывающий перечень документов, представляемых обществом для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
В-третьих. Ранее действовавшая редакция статьи 20 Федерального закона о рынке ценных бумаг предусматривала два действия регистрирующего органа по итогам рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг - непосредственно государственная регистрация выпуска ценных бумаг или отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. В этой части полномочия регистрирующего органа расширены. В частности, регистрирующему органу предоставлено право проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представляемых на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. При этом срок рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг приостанавливается на срок проведения проверки. Срок проведения проверки не может составлять более 30 дней.