Бюджетный процесс в Липецкой области
Рассмотрим анализ достоинств и недостатков бюджета с точки зрения европейских требований к бюджетному процессу Ю. В. Ярмагаева, к. э. н. [9] в виде таблицы.
Таблица 1 – Достоинства и недостатки бюджетного процесса Липецкой области
Достоинства |
Недостатки | |
1)Планирование бюджетных расходов |
Все бюджетные расходы сгруппированы по целевым статьям-программам (например, глава 4) |
Каждая целевая статья должна иметь ответственное лицо - исполнителя. |
Расходование бюджетных средств по каждой целевой статье опираться на нормы минимальных и удовлетворительных бюджетных расходов, установленные законами области. | ||
Проект каждой целевой имеет примерно такую же документацию, которую имеют бизнес-планы, представляемые финансовым учреждениям на получение кредита. | ||
2)Бюджетные доходы |
Должны учитываться не только бюджетные, но и внешние (коммерческие и некоммерческие) доходы. |
Местные налоги и сборы необходимо полностью передать муниципальным образованиям, которые существенно увеличат доходные поступления. Правила начисления и зачисления должны определяться самими муниципальными образованиями в рамках действующего законодательства. |
3)Подготовка рассмотрение и принятие бюджета |
Приниматься к рассмотрению и включению в проект бюджета на очередной год только те целевые статьи бюджетных расходов, для которых профильными ведомствами подготовлены проекты. Эти проекты одобрены представительным органом власти в той или иной форме. |
Комитет финансов должен произвести независимый прогноз доходов бюджета города на очередной год, с разбивкой по месяцам. |
Все показатели, на основе которых осуществляется прогноз, доведены до сведения законодательного собрания и населения города. |
Законодательное собрание не должно иметь права оспаривать прогноз доходов бюджета, выполненный специалистами, хотя имеет право назначить альтернативную группу экспертов, которая осуществит свой прогноз доходов бюджета города. | |
Прогноз доходов бюджета области регулярно публиковаться СМИ | ||
В рамках утвержденного прогноза доходов бюджета законодательное собрание проводит сбалансированные поправки к проекту бюджета. | ||
4)Исполнение бюджета |
Исполнение расходов бюджета должно идет ниже уровня прогноза совокупных доходов бюджета (включая заемные средства). |
Роспись бюджетных расходов должна быть не по кварталам, а по месяцам |
Финансовые планы исполнения бюджета доводятся до получателей бюджетных средств всех уровней. | ||
5)Отчетность |
Бюджетная отчетность гласная |
Каждый должен за разумную плату иметь доступ к бюджетной отчетности на любую дату |
Все виды отчетности идут по целевым статьям и экономическим элементам бюджетной классификации, в которой был принят бюджет. |
Бюджетная отчетность должна быть годовой, квартальной, ежемесячной, ежедекадной и ежедневной. |