Денежно-кредитный федерализм: понятие, сущность, становление и направление развития
· обеспечение устойчивости кредитной системы страны и ее региональных сегментов, создание условий по предотвращению избыточной и недопущению отрицательной ликвидности банковской системы;
· развитие системы банковского надзора.
Денежно-кредитные системы регионов РФ являются частью единой денежно-кредитной системы страны. Обладая определенными общими чертами и закономерностями, региональные системы денежно-кредитного обращения имеют в то же время и свои особенности, обусловленные состоянием экономической конъюнктуры региона, его местом в системе межрегиональных хозяйственных связей. Немаловажное значение имеет и степень воздействия территориальных учреждений банка России на процесс формирования региональной денежно-кредитной политики и характер регионального денежного оборота.
Основными функциями денежно-кредитного обращения являются обслуживание товарообмена, обеспечение нормальных условий процесса воспроизводства, создание предпосылок к постоянному поддержанию необходимого уровня хозяйственной активности. Это справедливо не только для хозяйства страны в целом, но и для экономики каждого региона.
Цель региональной денежно-кредитной политики - обеспечение целенаправленного и эффективного социально-экономического развития региона в соответствии с приоритетами структурной политики путем управления денежно-кредитными потоками и механизмами. Представленная формулировка цели региональной денежно-кредитной политики, как видно, существенно шире традиционных подходов.
Региональная денежно-кредитная политика – это системная деятельность органов государственной власти, обеспечивающая целенаправленное комплексное развитие и эффективное функционирование регионов на основе управления денежно-кредитными потоками и механизмами, адекватного потребностям регионального расширенного воспроизводства.
Деятельность территориальных управлений заключается в основном в использовании на территории регионов таких методов денежно-кредитного регулирования, как участие в эмиссионной работе, расчетно-кассовое обслуживание и надзорные функции (причем в весьма усеченном виде).
Региональный уровень рассмотрения проблем денежно-кредитного регулирования естественно вытекает из региональности как проявления структурности географической среды. Следует различать региональный подход «сверху» и «снизу». В первом случае регион рассматривают как составную часть более крупного образования – государства или мирового сообщества. Во втором случае регион считается самодостаточной (в определенных пределах) целостностью, способной к саморазвитию на основе имеющихся ресурсов.
В настоящее время, когда финансовая стабилизация остается основной целью российской экономической политики, сглаживание значительных региональных диспропорций составляет одну из главных предпосылок стабилизации экономики в целом. При этом, если основные элементы структурной и бюджетно-налоговой политики государства оказывают непосредственное воздействие на региональные экономические процессы, то денежно-кредитное регулирование создает общую среду, в которой появляется практическая возможность достижения устойчивости стабилизационных процессов, и в перспективе на этой основе – фазы экономического роста[25].
Таким образом, речь идет о своеобразном денежно-кредитном федерализме, т.е. многоаспектном и сложносоставном механизме установления и регулирования федеративных отношений на базе специально организованных денежно-кредитных отношений. Иными словами, денежно-кредитный федерализм следует понимать как денежно-кредитные отношения между органами власти различных уровней управления в РФ.