Финансовая система страны

По данным учебника выпущенного под ред. профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: по признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы:

• внебюджетные фонды социального назначения;

• внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера.

Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.

В учебнике, выпущенном под редакцией Г.Б.Поляка В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. Они начали функционировать с 1 января 1992 г., и в 90-х годах насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Однако с 1999 г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные внебюджетные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда. Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры. Среди внебюджетных социальных фондов важнейший — Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства Фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также на выплату пособий на детей, пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, призванный обеспечить охрану здоровья населения.

По данным учебника выпущенного под ред. Профессора М.В. Романовского, профессора О.В. Врублевской, профессора Б.М. Сабанти: Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами. При этом государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Операции государства в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значительно уже. Тем не менее, в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило широкое развитие в России. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Очевидно, что в условиях рыночной экономики, тесной взаимосвязи реализации денежно-кредитной и финансовой политики, традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено и в широком, современном его понимании включать и систему Центрального банка.

Обратимся к учебнику "Финансы", выпущенному, под редакцией В.В. Ковалева, в котором так же в качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты которые обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных фондов и выступают как (а) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов и (б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов. Государственные и муниципальные займы — это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов. Государственные и муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и у иностранных государств. В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: (а) бюджетные учреждения; (б) государственные и муниципальные унитарные предприятия; (в) российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями; (г) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7