Бюджетное устройство России
Государственный долг может быть как внутренним, так и внешним.
В Таблице 1 отражены основные параметры, характеризующие величину, структуру и динамику государственного долга РФ в 1995-1996 гг./3;с.16/.
Таблица 1.
Объем, структура и динамика государственного долга РФ
Г о д ы
-------------------------------------------------------------------------
1995 1996 1997 1998 1999
1 2 3 4 5 6
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Государственный
долг в млрд.руб.
-всего 755,4 1067,6 1235,7 3991,7 4871,0
----------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------1--------------------2------------3----------4--------------5---------------6---------
в том числе:
- внутренний 196,8 372,6 499,6 757,9 583,6
- внешний 558,6 695,0 736,1 3233,8 4287,4
Государственный
долг в % к ВВП 47,1 47,0 49,0 148,7 108,8
Высокое бремя российских долгов порождает массу трудностей и в первую очередь бюджетных. Расходы государства на погашение и обслуживание долга возрастали практически все последнее десятилетие и отвлекали на себя большую долю бюджетных средств.
В российской практике в составе бюджетов формируются целевые бюджетные фонды. Они образуются за счет доходов целевого назначения или в порядке отчисления от конкретных видов доходов и используются на цели в соответствии с назначением фонда.
Бюджетное устройство РФ базируется на следующих принципах:
-принцип единства бюджетной системы, предусматривающий единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней;
-принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
-принцип самостоятельности бюджетов;
-принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов;
-принцип сбалансированности бюджета;
-принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;
-принцип общего (совокупного) покрытия расходов;
-принцип гласности;
-принцип достоверности бюджета;
-принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.