Бюджетное устройство России
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетное устройство страны характеризуется бюджетной системой и бюджетной классификацией.
Бюджетная система представляет собой совокупность всех бюджетов, функционирующих на территории страны. Вместе с системой внебюджетных фондов она образует систему государственных финансов.
Структура бюджетной системы определяется структурой государственного управления. Сектор государственного управления в России, как в республике с федеральным устройством, охватывает федеральный, региональный (республики, края, области, Москва, Санкт-Петербург) и местный (муниципальный) уровни.
Таким образом, первый уровень – это федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй – бюджеты субъектов Федерации; третий – местные бюджеты.
На первом и втором уровнях бюджеты утверждаются в форме федеральных законов или законов субъектов Федерации. Местные бюджеты утверждаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления.
Федеральному бюджету и бюджетам других уровней принадлежит центральная роль в системе государственных финансов.
Наряду с самостоятельными бюджетами каждого уровня управления в целях получения обобщенных данных составляются консолидированные бюджеты. Бюджет субъекта Федерации вместе со сводом бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, образует консолидированный бюджет субъекта Федерации. Федеральный бюджет вместе со сводом бюджетов субъектов РФ образует консолидированный бюджет РФ./8;с.211-212/.
Центральное место в бюджетной системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
Надо сказать, что в каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Источниками государственного (федерального) бюджета являются:
- прямые и косвенные налоги;
- государственные займы;
- эмиссия.
Каждое правительство, в том числе и Правительство РФ, стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется “балансом дохода”.
В реальной жизни расходная часть, как правило, превышает доходную. Такие состояние бюджета называется “Бюджетным дефицитом”./7;с.262-263/.
Для покрытия дефицита бюджета правительства прибегают к кредитам Центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг – государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг.
Как и нынешнее Правительство России, Правительство бывшего СССР активно использовало кредиты Госбанка СССР для финансирования дефицита государственного бюджета.