Банковская система периода централизованного планирования.
Справиться с огромным потоком платежных документов банковский аппарат не смог. Одним из следствий и показателей неудовлетворительного проведения реформы было огромное нарастание на балансе Госбанка статьи «междуконторские расчеты»: с 15 млн. руб. на 1.01.1930г. до 1026 млн. руб. на 1 июня 1930г.
При проведении кредитной реформы оказались подорванными некоторые ее основные принципы.
Вместо кредитования отдельных хозяйственных сделок в меру выполнения плана банк встал на путь кредитования «под план» в размере кассового дефицита.
На практике это приводило к стремлению хозяйствующих субъектов преувеличивать плановую потребность в денежных средствах, чтобы тем самым получить больше средств от банка. Все это привело к автоматизму в кредитовании.
Наблюдался и автоматизм в расчетах, заключавшийся в том, что банк оплачивал счета поставщиков независимо от согласия покупателя и даже не считаясь с тем, имелись ли средства на счете покупателя в банке. Отгрузив продукцию в адрес покупателя, поставщик предъявлял счет-фактуру в банк, который без ведома и согласия покупателя зачислял сумму этого счета на контокоррент поставщика, а затем списывал с контокоррента покупателя. С поставщика по сути дела снималась забота о качестве и комплектности отгружаемой продукции, так как достаточно было предъявить документ, подтверждающий сам факт отгрузки, чтобы получить от банка деньги за счет покупателя.
Автоматизм кредитования и расчетов повлек за собой обезличку собственных и заемных средств хозяйственных органов. Наиболее ярким выражением этой обезлички было введение так называемого единого контокоррента, т.е. единого счета в банке, на который зачислялись все средства предприятия, независимо от того, являются ли они собственными средствами предприятия или же предоставлены ему банком во временное пользование.
14 января 1931г. Совнарком СССР принял постановление «О мерах улучшения практики кредитной реформы», положившее конец автоматизму расчетов. Платежи поставщикам были обязаны производить сами покупатели за счет собственных оборотных средств или в необходимых случаях за счет банковских ссуд. Были введены три формы расчетов – акцептная, аккредитив и с особого счета. При акцептной форме расчетов банк вправе оплачивать счета поставщиков лишь при условии согласия покупателя. Только в тех случаях, когда покупатель в установленный срок не заявил о своем отказе от акцепта, банк может, охраняя интересы поставщика, перечислить средства на его счет со счета покупателя и без согласия (акцепта) последнего.
Вторая форма расчетов—аккредитив – применялась в тех случаях, когда необходимо было производить на месте – у поставщика – приемку товаров или осуществлять расчеты по степени готовности. Оплата банком принятых покупателем товаров или выполненных для него работ производилась по поручению покупателя в пределах суммы выставленного аккредитива. Особый счет вводился для расчетов с несколькими поставщиками, обслуживаемыми одним и тем же учреждением банка.
В связи с введением новых форм расчетов постановление СНК СССР от 14 января 1931г. установило два дополнительных вида кредита – на суммы в пути и подтоварный. Первый должен был покрывать дополнительную потребность поставщика в оборотных средствах на период с момента отгрузки товара до получения денег от покупателя; второй предоставлялся хозорганам в тех случаях, когда задержка реализации товаров, а стало быть, и высвобождения оборотных средств происходит по причинам, непосредственно не зависящим от хозоргана.
В целях улучшения расчетной деятельности Госбанка была установлена минимальная сумма счета (1000 руб.), принимаемого банком к оплате в порядке безналичных расчетов; более же мелкие счета подлежали оплате помимо банка, наличными деньгами.
Ликвидация обезлички собственных и заемных оборотных средств была осуществлена на основе постановления Совета труда и обороны (СТО) от 23 июля 1931г. «Об оборотных средствах государственных объединений, трестов и других хозяйственных организаций». Каждая государственная хозяйственная организация наделялась собственными оборотными средствами, достаточными для обеспечения минимальных запасов сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, незавершенного производства и готовых изделий и товаров, а также вложений в расходы будущих периодов. Эти минимальные запасы, необходимые для нормальной деятельности предприятия, выражались в днях и получили название нормативов.
Для доведения размеров собственных оборотных средств государственных предприятий до уровня норматива в 1931г. была проведена конверсия задолженности хозорганов Госбанку, а именно часть этой задолженности с государственных хозорганов списывалась и зачислялась в их собственные оборотные средства.