Банковская система периода централизованного планирования.
Особенностью управления экономикой с помощью использования административно-командных методов являлось детальное централизованное планирование, включая планированные выдачи кредитов и связанное с ним планирование денежного обращения.
Получивший широкое распространение в годы НЭПа коммерческий кредит ограничивал возможности государства в полной мере маневрировать через финансово-кредитную систему денежными резервами хозяйства. Часть этих резервов распределялась и перераспределялась, помимо финансовой системы, непосредственно хозяйственными организациями путем коммерческого кредитования. Между тем, планомерное распределение государством оборотных средств диктовалось задачами выполнения государственных народнохозяйственных планов и, прежде всего, необходимостью направить значительные средства на реализацию планов развития тяжелой промышленности.
Взаимное коммерческое кредитование в условиях административно-командных методов управления превратилось в противодействие централизованному перераспределению ресурсов через бюджет и банки, так как:
– тормозило плановую организацию оборотных средств;
– затрудняло плановое маневрирование денежными ресурсами в масштабе отрасли и даже всего народного хозяйства;
– задерживало развитие и укрепление финансового планирования;
– предоставляло возможность хозяйственным организациям пользоваться внеплановыми источниками финансирования.
Одновременно взаимный коммерческий кредит и базировавшееся на нем косвенное вексельное банковское кредитование препятствовали дальнейшему укреплению кредитного планирования, которое имело в то время важное значение в системе государственного управления экономикой. Для того чтобы кредит мог успешно выполнять функцию важного экономического рычага в централизованной системе плановой организации производства и распределения продуктов, необходимо было ликвидировать коммерческий кредит и перейти полностью к прямому банковскому кредиту как единственной форме кредитных отношений.
Усиление роли централизованного планирования, развертывание широкомасштабной индустриализации и коллективизации к началу 30-х г.г. потребовало от банковской системы максимальной мобилизации денежных средств для последующего перераспределения на финансирование капитальных вложений и содействия развитию колхозов и совхозов.
Сложившаяся в период НЭПа кредитная система, включающая множество банков и банковских учреждений, так же как и система коммерческого кредитования, не могла решить эту задачу. Большинство банков осуществляли свои операции, руководствуясь, прежде всего, своими коммерческими соображениями, не считаясь с плановыми предписаниями государственных органов.
Перестройка кредитной системы началась с июня 1927г. Основные изменения этой системы – в усилении регулирующей роли Госбанка при сохранении за Наркомфином функций общего регулирования, на Госбанк возлагались функции непосредственного руководства деятельностью всех кредитных учреждений; в размежевании функций отдельных банков при усилении роли краткосрочного кредита; в размежевании клиентов между банками: каждый клиент, как правило, должен был пользоваться краткосрочным кредитом и сосредотачивать свои свободные средства только в одном определенном банке в соответствии с характером своей организации и хозяйственной деятельности. В дальнейшем эти принципы организации кредитной системы были развиты и углублены.
Перестройку кредитной системы и законодательное закрепление ранее проведенных мероприятий была призвана осуществить кредитная реформа.
30 января 1930г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О кредитной реформе». Основное содержание реформы заключалось в следующем:
– ликвидация коммерческого кредита с заменой его прямым банковским кредитованием;
– сосредоточение краткосрочного кредитования в едином кредитном институте – Госбанке СССР, с тем чтобы усилить его роль как расчетного центра и возможности контроля за соблюдением предприятиями установленных плановых заданий;
– создание системы специальных банков, обеспечивающих аккумуляцию и рациональное использование ассигнований, предназначенных для осуществления капитальных вложений.
Государственный банк приступил к проведению реформы без надлежащей подготовки, хотя ему было предоставлено право определить срок перехода на новую систему кредитования и расчетов. Недостаточный инструктаж, отсутствие заблаговременно отпечатанных стандартных бланков, форм и т.п. ставили филиалы банка в затруднительное положение. Новый порядок выдачи ссуд необоснованно усложнялся и нередко сообщался по телеграфу, задерживалось сообщение местам кредитных лимитов. К тому же Госбанк стал принимать к оплате путем безналичных перечислений счета на любую сумму, какой бы малой она не была.