Антикризисные мероприятия фирмы
Тактические цели должны быть достижимыми и реальными в момент их установления. Стратегическая цель может быть и реальной мечтой, которая воплощается в жизнь через достижения нескольких тактических целей, т.е. стратегия - это невозможное будущее сегодня, но возможная реальность завтра.
Тактические цели делятся на краткосрочные (до года) и среднесрочные (до пяти лет); стратегические цели - это долгосрочные цели.
Цель можно рассматривать как достижение определенного результата или как планирование результата. Задача - это целенаправленная деятельность, методы и способы достижения этого результата, т.е. это действия и меры, направленные на достижение цели. Задачи имеют конкретные сроки выполнения и заранее установленные способы и методы выполнения, зависящие от возможностей общества.
К задачам антикризисного управления относятся: постоянный учет фактора неопределенности; постоянный учет фактора времени; постоянная оценка и переоценка возникающих проблем в зависимости от изменения внешней среды; постоянный анализ экономической ситуации и внутренних возможностей страны; минимизация времени реагирования на возникающие проблемы; адаптация структуры управления к изменяющимся условиям и целям для повышения эффективности управления; использование ситуационного и комплексного подходов к решению проблемы; заинтересованность и мотивация общества; мобилизация и использование всех имеющихся финансовых, трудовых и материальных ресурсов, достижений в науке и технике и т.д.
Разработка и реализация мероприятий по выполнению поставленных задач находится под постоянным контролем группы антикризисного управления. Контроль позволяет систематически уточнять, корректировать и совершенствовать пути достижения целей.
Когда цели и задачи определены, необходимо просчитать возможности возникновения кризисных ситуаций и создать постоянно действующий механизм их отслеживания и предупреждения. Таким механизмом может служить сканирование (отслеживание) внешней и внутренней сред с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса. Сканирование следует понимать как процесс непрерывного упорядоченного слежения за параметрами внешней и внутренней сред, характеризующими степень надёжности и определенности ситуации.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что одной из основных задач антикризисного управления является состояние постоянного ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы.
Политика поведения в случае возникновения кризисной ситуации разрабатывается группой антикризисного управления при руководителе страны.
Эта политика учитывает: меры по обеспечению прочности положения; применение эффективных управленческих инструментов для наиболее быстрой ликвидации кризиса и его последствий; экономические возможности страны (финансы, наука, производство, ресурсы и т.д.).
Таким образом, разрабатываемая на предприятии антикризисная программа должна включать в себя следующие пункты: обработка, изучение и анализ максимального объёма информации о состоянии внешней среды и возможностях внутренней среды; прогнозирование (предвидение) развития ситуации на основании анализа и оценки информации, а также возможностей интуиции и личных качеств кадров; выбор целей, опережающих время и конкурентов, т.е. максимализация целей, пользуясь при этом правилом: то, что невозможно сегодня, завтра станет реальностью; постановка задач по достижению выбранных целей перед обществом, разбивка задач на периоды и этапы, соответствующие всё возрастающим возможностям страны; разработка и реализация мероприятий по решению задач на каждом этапе, постоянный контроль над их выполнением; познание экономического механизма возникновения возможных кризисных ситуаций и создание системы сканирования (отслеживания) внешних и внутренних сред с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса и его «избегания»; разработка политики поведения в случае возникновения кризисной ситуации.