Антикризисные мероприятия фирмы
Внутренние факторы возникновения кризиса можно подразделить на управленческие факторы (высокий уровень коммерческого риска, недостаточное знание конъюнктуры рынка, неэффективный финансовый менеджмент, плохое управление издержками производства, отсутствие гибкости в управлении, недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности), на производственные факторы (необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, устаревшие и изношенные основные фонды, низкая производительность труда, высокие энергозатраты, перегруженность объектами социальной сферы), на рыночные факторы (низкая конкурентоспособность продукции; зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей).
Перечисленные факторы лежат в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы.
Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими факторами: отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным; низкая квалификация и неопытность менеджеров; низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
Борьба фирм за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.
Этапы антикризисного управления.
На ранних стадиях предпосылок развития кризисной ситуации возникает необходимость в выяснении, оценке и анализе обстановки на данный момент времени. Для решения этой задачи необходимо обработать, изучить и проанализировать определенный объём информации о состоянии внешней среды, а также возможных изменениях их направлений и оценке их влияния на факторы внутренней среды. Информация собирается из газет, журналов, радио, телевидения, с научных конференций и мероприятий, с международных выставок, по международным связям и каналам и другими формальным и неформальным путям. Из множества информационных сообщений выбираются наиболее точные и важные, отсеивается менее важная и искаженная информация.
Параллельно изучению внешней среды необходимо определить возможности внутренней среды, к которым относятся: уровень развития науки, уровень производства, финансовые, трудовые и материальные ресурсы и т.д.
После определения реальной обстановки, прогнозируется развитие ситуации. Прогноз представляет собой предсказание будущих событий и основывается на мнении и интуиции человека или группы людей о возможном будущем. Если прогноз зависит от людей, то они должны владеть высочайшим уровнем знаний в прогнозируемых областях, уметь анализировать и делать выводы, быть аналитиками высокого уровня. Прогнозы должны быть более точны и реальны, так как точные прогнозы сложно сделать из-за быстрых изменений во внешней и внутренней средах. Прогнозы можно разделить на стратегические и тактические или оперативные. Стратегический прогноз - это глобальный прогноз на далекую перспективу. Тактический прогноз - это оперативный прогноз на короткий период или близкую перспективу. Тактические прогнозы более точны и более постоянны, чем стратегические.
Степень реальности прогноза, предвидения будущего и реальный выбор направления к достижению будущего - это умение управлять не только настоящим, но и будущим, а это стратегическая цель общества. Цель зависит от прогноза и является его следствием. Время прогноза определяет время цели и, как и прогнозы, цели бывают стратегические и тактические. Тактическая цель - это адаптация к изменениям во внешней среде и удержание позиций и положения не ниже прежнего, предшествующего уровня, т.е. это эффективное приспособление к окружающим условиям. Стратегическая цель - это постоянные опережающие и возрастающие действия на внешнюю среду по предотвращению и недопущению её отрицательного влияния на внутреннюю среду государства и, в конечном итоге, завоевание мировых финансовых, товарных и других рынков за счет более высокого уровня экономического развития. Уровень экономического развития определяется уровнями: науки, производства, отношений в обществе, технологии, знаний, производственных и общественных структур, индустриализации, развития финансовых институтов и товарно-денежных отношений и т.д.