Оценка экономического потенциала реализации бюджетной программы города
Так в 2007 году значительные фактические поступления по налогу на прибыль предприятий коммунальной собственности обеспечены за счет списания кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и погашения кредиторской задолженности в соответствии со статьей 60 Закона Украины «О государственном бюджете на 2007 год». В результате дополнительные поступления налога на прибыль в доход местного бюджета составил 4775,9 тыс. грн.
Значительное перевыполнение плана в 2008 году были обеспечены разовым поступлением подоходного налога от купли-продажи акций ЗАО НКМЗ. Так сумма подоходного налога, дополнительно поступившая в доход местного бюджета составила 5462 тыс. грн
Все вышеперечисленные факторы повлекли за собой значительное увеличение прогнозного объема доходов на 2003год, который на настоящий момент из-за утвержденных высоких показателей не выполняется.
Т.е. в данном случае не учитывается специфика объективных факторов, присущих рассматриваемому нами городу.
Для частичного решения этой проблемы, необходимо применяемые в расчете фактические данные о доходах за 2006-2007 годы для определения показателей доходов на 2003 год, уменьшить на поступления таких «разовых платежей», которые имели место в нашем случае.
Для обоснования данного предложения необходимо внести в формулу расчета индекса относительной налогоспособности корректирующий коэффициент.
Для более эффективного расчета доходов городского бюджета необходимо учитывать их особенности формирования. Для этого нужно использовать внутригородскую методику определения межбюджетных трансфертов на уровне поселков. Это обеспечит наиболее правильное перераспределение городских бюджетных средств, что в конечном итоге отразится на социальном развитии самого города в целом.
Из вышесказанного следует отметить то, что все эти факторы могут иметь положительное влияние на доходную базу города Краматорск. В свою очередь, этот процесс требует качественного исполнения. Необходимо учитывать, что финансовое управление создается городским советом для осуществления функций по управлению и эффективному использованию имущества, находящегося в городской коммунальной собственности, планированию социально-экономических процессов, разработке и реализации программ и планов экономического и социального развития города, выявлению и привлечению в местный бюджет дополнительных финансовых ресурсов, рациональному использованию бюджетных средств при проведении закупок товаров, работ и услуг, расширению инвестиционной деятельности, оперативному управлению этими процессами в пределах, определенных законодательством и городским советом.
Реализация перечисленных функций управления должна быть ориентирована на создание стабильной и достаточной доходной базы бюджета города.
Выводы
Проанализировав действующий механизм управления доходами бюджета города Краматорск, можно отметить тот факт, что методика формирования местных бюджетов имеет как положительные, так и отрицательные моменты и как любое новшество требует дальнейшего совершенствования. Этот факт подтверждается в процессе исполнения бюджета.
Прежде всего, формульный подход к определению показателей доходов местных бюджетов не учитывает влияния на формирования межбюджетных отношений специфики города и объективных факторов, характерных для отдельных городов и районов. Управление доходами в процессе формирования бюджета города заключается в использовании наиболее подходящей модели, учитывающей особенности этого процесса.
Для более эффективного расчета доходов городского бюджета необходимо учитывать особенности их формирования. Для обеспечения мониторинга формирования бюджета города и обеспечения прозрачности этого процесса необходимо разрабатывать внутригородскую методику определения межбюджетных трансфертов на уровне поселков.
Местные бюджеты отличаются весьма динамичностью, поэтому в процессе их формирования необходимо учитывать объемы мобилизуемых бюджетных ресурсов.
Для повышения эффективности управления доходами бюджета города необходимо:
- дополнительное развитие демократических принципов;
- реструктуризировать доходы местных бюджетов в сторону увеличения доли собственных доходных источников;
- формировать доходы бюджета территории с учетом специфики ее социально-экономического развития.