Денежная система и уровень жизни населения: проблемы и пути их решения
Почему же на настоящем этапе переходного периода нанимателям выгоднее содержать излишнюю численность наёмных работников?
Во-первых, затраты по сокращению численности намного превосходят затраты на содержание излишней численности в краткосрочной перспективе. Во-вторых, подготовка специалистов требует определённых затрат и времени, поэтому сохраняя работников в «трудные времена», администрация предприятий сохраняет постоянное предложение труда. В-третьих, позитивные ожидания менеджмента об улучшении финансово-экономического положения предприятия и роста объёмов производства предполагают необходимость увеличения численности работающих. Однако такая политика предупреждения массовых увольнений и удержания излишней численности работников замедляет темпы реструктуризации и экономической стабилизации. Сохранение занятости на высоком уровне становится более затратным для экономики в целом, увеличивая количество убыточных, не привлекательных для внутренних и внешних инвестиций предприятий.
Для наёмных работников оставаться занятыми без выполнения трудовых функций или просто «числится» на предприятиях также оказывается выгодным. Во-первых, действующее трудовое законодательство гарантирует оплату простоя по производственным причинам в размере 2/3 тарифа. «Непроизводительная» заработная плата превышает в несколько раз пособие по безработице и тем самым удерживает работников от поисков новой работы. Во-вторых, предприятия являются дистрибьюторами государственной системы социальной защиты населения. Только занятые в народном хозяйстве находятся под социальной защитой государства. Кроме того, коллективные договора предприятий предлагают для своих работников широкий круг социальных льгот и гарантий за счёт своих собственных средств. В-третьих, за время переходного периода предприятия неоднократно стабилизировали экономическое положение, что создаёт позитивные ожидания наёмных работников о будущем благополучии предприятия. В-четвёртых, предложения на рынке труда настолько незначительны, что не представляется возможным найти новое рабочее место, соответствующее квалификации и с достаточным уровнем оплаты труда.
В сложившихся экономических условиях заработная плата наёмных работников на основном рабочем месте не отражает основной доход населения. Реальные доходы всё больше попадают в зависимость от деятельности в неформальном секторе экономики. Параллельная активность населения сосредоточена в секторах подсобного хозяйства, посреднической деятельности, рыночной торговли. Недоразвитость формального и частного секторов экономики создала условия для извлечения доходов в теневом секторе, тем самым, лишив государство поступления налогов в бюджет. Более того, такая ситуация препятствует возрождению деловой активности, ведёт к потере профессиональных навыков, снижает производительность труда. В дальнесрочной перспективе такие механизмы приспособления консервируют реформирование рынка труда, осложняют макроэкономическую стабилизацию.
Организация оплаты труда в переходной экономике Беларуси подчинена правовому регулированию и всё более прямому вмешательству государства в полномочия хозяйствующих субъектов. Прошедший 2001 год стал годом командного увеличения средней номинальной заработной платы до уровня 100$ в целом по народному хозяйству. Достижение равной оплаты труда на каждом рабочем месте в отрыве от макроэкономической ситуации в республике, финансово-экономического положения каждого субъекта хозяйствования привело к различным противоречиям на рынке труда, искажению функций заработной платы: