Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
На 1 января 2009 г. банковский сектор Республики Беларусь включал 31 банк. Его филиальная сеть за 2008 год сократилась с 365 до 323 филиалов, что обусловлено оптимизацией банками их региональных структур, ликвидацией убыточных филиалов, переходом на современные технологии управления. На территории Республики Беларусь находились 8 представительств иностранных банков, в том числе Российской Федерации, Литвы, Латвии, Германии, а также представительство Межгосударственного банка.[11, c.9]
В 2009 году монетарная политика направлена на обеспечение темпов экономического роста посредством проведения соответствующих курсовой, процентной и эмиссионной политики.
Курсовая политика сохраняет роль важнейшего инструмента достижения внешней и внутренней устойчивости белорусского рубля. Предусмотрена привязка курса белорусского рубля к корзине иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль). При этом колебания обменного курса белорусского рубля к доллару США оцениваются в пределах плюс/минус 5 процентов. Изменение официального обменного курса белорусского рубля по отношению к корзине валют за период январь-сентябрь составило минус 5 процентов.
Процентная политика. К концу 2009 года при прогнозируемом уровне инфляции и изменении курса белорусского рубля ставка рефинансирования составит 10 – 12 процентов годовых. По состоянию на 01.09.2009 составила 14 % (Приложение 2).
Для регулирования денежного предложения и текущей ликвидности банков используются постоянно доступные инструменты (кредит и депозит ”овернайт“, сделки СВОП), двусторонние операции и операции на открытом рынке, а также механизм обязательного резервирования. Национальный банк операциями на денежном рынке обеспечивает движение процентной ставки межбанковских кредитов на уровне, близком к ставке рефинансирования. Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектам экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. Прогнозировалось, что на конец 2009 года процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору составят 13 – 15 процентов годовых, по новым срочным депозитам в банках – 10 – 12 процентов годовых.[11, c.3-4]
Показатели деятельности Национального банка и банков Республики Беларусь в 2009 году и Основные макроэкономические показатели Республики Беларусь за 2009 год отражены в Приложениях 2 и 3 соответственно.
В целях улучшения ситуации в наличном денежном обращении задачей Главных управлений Национального банка по областям совместно с областными, городскими, районными исполнительными комитетами и банками должно стать принятие мер, направленных на выполнение параметров, предусмотренных мероприятиями по достижению сбалансированности платежеспособного спроса населения с предложением товаров и услуг, за счет опережающих темпов роста продаж товаров и оказания услуг населению по сравнению с темпами роста доходов граждан.
Отметим, что те положительные процессы, которые обеспечены в последние годы в экономике и денежной системе Беларуси, выводят требования к эффективности денежно-кредитной политики на качественно более высокий уровень. Необходимо понимать, что подход к прогнозированию объемов кредитования экономики, заключающийся в приспособлении объемов кредитных ресурсов банков под задаваемую им структуру активов, сформированную исходя из декларируемых потребностей предприятий в кредитах, в условиях рыночной экономики может быть не эффективным. Ресурсы, необходимые коммерческим банкам для выдачи запрашиваемых предприятиями кредитов, не могут быть в полной мере предоставлены им государственными органами управления и государственными предприятиями, что предполагает самостоятельное привлечение банками средств клиентов рыночными методами.
Однако на рынке денежных средств не всегда могут быть привлечены запланированные объемы кредитных ресурсов, поскольку конъюнктурные параметры их привлечения могут оказаться неприемлемыми для банков. Кроме того, на рынке могут отсутствовать временно свободные денежные средства в требуемых банкам объемах. Это предполагает, что при планировании объема кредитования подход “от потребности предприятий” должен дополняться подходом “от возможностей коммерческих банков” (с учетом реальной возможности их поддержки ресурсами со стороны государства) и подходом “от возможностей денежного рынка”.