Проблемы в области денежно-кредитной политики
Важнейшими направлениями увеличения государственных золотовалютных резервов будут являться покупка Национальным банком золота и иностранной валюты, получение доходов от управления золотовалютными резервами, привлечение внешних займов, а также аккумулирование части валютных доходов, полученных от приватизации государственной собственности.
Целевые ориентиры денежно-кредитной политики, ее важнейшие инструменты будут формироваться в направлениях и на уровнях, которые будут создавать наиболее благоприятные условия для проведения эффективной экономической политики. [22, с.24]
Что касается среднесрочной перспективы, то важно обеспечить реализацию следующих конкретных направлений и мероприятий:
1.Продолжить проведение денежно-кредитной политики, направленной на поддержание стабильного курса белорусского рубля. Нормализация платежного баланса должна осуществляться за счет повышения конкурентоспособности экономики, привлечения иностранных инвестиций и интеграции отечественных производителей в структуру международных хозяйственных связей при параллельном укреплении реального курса рубля.
2. Необходимо обеспечить внедрение Международных стандартов финансовой отчетности не только в банковской системе, но и в экономике в целом.
3. Следует последовательно проводить политику ужесточения бюджетных ограничений для предприятий всех отраслей.
4. Очень важно обеспечить развитие системы банковских услуг, включая их качество и разнообразие. [19, с.6]
На основании проведенной неофициальной оценки прозрачности денежно-кредитной политики в Беларуси с использованием принятого МВФ Кодекса надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике в качестве ориентира, выдвинуто предложение о повышении прозрачности денежно-кредитной политики и усовершенствовании нормы подотчетности Национального банка Республики Беларусь.
В частности, можно было бы улучшить ситуацию по следующим аспектам:
1. внести ясность в вопрос об автономии Национального банка Республики Беларусь;
2. более четко определить институциональную взаимосвязь между налогово-бюджетными и денежно-кредитными операциями;
3. более четко определить роль доллара США в качестве якоря денежно-кредитной политики, если он играет такую роль;
4. обеспечить распределение прибыли Национального банка Республики Беларусь в соответствии с оптимальной международной практикой;
5. принять и опубликовать конкретные стандарты поведения персонала Национального банка Республики Беларусь и обеспечить правовую защиту сотрудников;
6. публиковать прошедшие аудиторскую проверку подробные финансовые отчеты, составленные в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). [23]