Пути совершенствования госудаврсвенного регулирования накопительной пенсионной ситемы в республике Казахстан
Укрепление тенге по отношению к доллару США стало новым негативным фактором, поскольку у большинства из них пенсионные активы были вложены не в тенговые, а в долларовые инструменты. Если с момента возникновения накопительной пенсионной системы доллар постоянно укреплялся по отношению к тенге, то соответственно, эмитенты выпускали ценные бумаги, привязанные к доллару. В 2006 году произошел значительный разворот тенденции стоимость доллара. Он начал обесцениваться как по отношению к евро, так и по отношению к тенге и российскому рублю. Потери НПФ в 2006 году составили примерно 80 млн. долларов (исходя из восьми процентной девальвации долларовых активов, которых у фондов было порядка 1 млрд. долларов в валютных бумагах).
Вследствие неликвидности казахстанского фондового рынка, то есть при резко падающем долларе пенсионные фонды не могут оперативно реализовать все свои долларовые активы и перейти на тенговые ценные бумаги, потому что не смогут найти спрос на эти бумаги. Необходим механизм валютного хеджирования, чтобы обезопасить пенсионные активы от подобных неприятностей. Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций планирует внести необходимые поправки в законодательство, что бы фонды могли защитить свои инвестиции в валютные бумаги от рисков, связанных с изменениями курса.
Для решения проблем профессионализма менеджмента в управлении инвестиционным портфелем и анализе современных финансовых инструментов необходимо использование актуальной оценки, нашедшей широкое применение в мировой практике страхования и пенсионного обеспечения.
В зарубежной практике при организации пенсионного фонда, его управлении необходимо стремиться сбалансировать суммы взносов с учетом накопительных средств с ожидаемыми выплатами пенсий и операционными расходами фонда. Для того, что бы знать, способен ли пенсионный фонд отвечать перед получателями по своим обязательствам, в развитых странах периодически проводят актуальное оценивание. В этих странах актуарное обслуживание пенсионных фондов выделилось в самостоятельный вид деятельности и осуществляется высококвалифицированными специалистами - актуариями. Российское пенсионное законодательство определяет необходимость актуарного оценивания принятых фондом обязательств перед участниками, порядка формирования пенсионных ресурсов и актуарное оценивание инвестиционной политики фондов и управляющих, а также предусматривает методику осуществления актуарных расчетов. Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить актуарное оценивание результатов деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению.
Рассмотрим сложившуюся ситуацию с актуарным оцениванием в Казахстане.
Несмотря на то, что актуарий является неотъемлемой частью пенсионной системы в зарубежной практике, в нормативно - правовых актах, регулирующих деятельность казахстанских накопительных пенсионных фондов, отсутствует требование об обязательной актуарной оценке способности пенсионных фондов отвечать по своим обязательствам. Для сравнения, в законе Республики Казахстан "О негосударственных добровольных пенсионных фондах" от 3 июня 1996 года в статье 27 было отмечено, что финансовый отчет должен быть заверен актуарием, подтверждающим достаточность собственных средств фонда для страхования гарантий по выполнению обязательств фонда перед получателями. Рассмотренные нами ранее проблемы, доказывают необходимость включения актуарных расчетов в Правила негосударственных накопительных пенсионных фондов. Для данного процесса необходима законодательная база, регулирующая деятельность актуариев. Это придаст новый импульс в развитии и укреплении накопительной пенсионной системы.
Пенсионные фонды, осознав на примере 2005 года проблемы инвестиционной деятельности, должны были объединиться и по примеру банковской системы создать свой собственный фонд страхования. Закон, предусматривающий создание такого фонда, был принят полтора года назад, но фонда нет.
Данный вопрос носит макроэкономический характер и решается на государственном уровне.
В ближайшее время Правительство должно принять меры, которые обеспечат для инвесторов постоянное превышение дохода по ГЦБ над уровнем инфляции, что позволит сохранить и приумножить пенсионные накопления населения, будет приложен дополнительный инструментарий для инвестирования и расширены квоты по ныне существующим. Есть положительное понимание, что государственные ценные бумаги будут выпускаться независимо от дефицита или профицита бюджета и по ним будет обеспечена положительная реальная доходность, превышающая уровень инфляции. Согласно поручению Президента РК, государственными органами планируется выпуск проектных ценных бумаг, гарантированных государством.