Пути совершенствования госудаврсвенного регулирования накопительной пенсионной ситемы в республике Казахстан

В настоящее время размещение ГЦБ, эмитированных Минфином, производится через институт первичных дилеров. Однако рассматривается вопрос об отмене института первичных дилеров, что в свою очередь представит доступ на первичный рынок пенсионным фондам и позволит им самостоятельно участвовать в торгах согласно своим интересам, которые зачастую не совпадают с интересами первичных дилеров - банков.

Чтобы хоть как-то решить проблему острого дефицита инструментов на рынке, были пересмотрены нормы инвестирования активов по видам инструментов.

Перечень финансовых инструментов, в которые можно инвестировать пенсионные активы, нужно расширять. Установленный норматив 30 % в части финансовых инструментов нерезидентов (ценные бумаги иностранных государств и корпоративные ценные бумаги иностранных элементов) недостаточен.

В настоящее время ценные бумаги российских эмитентов рассматриваются как ценные бумаги нерезидентов Казахстана и в силу недостаточно высокого рейтинга не могут приобретаться за счет пенсионных активов. Возможно, введение невысокого норматива - не более 5-10 процентов финансовых инструментов этих стран - частично сняло бы остроту нехватки доходных ценных бумаг. Шаги в этом направлении уже принимались. Национальный Банк РК рассмотрел возможность выхода на Казахстанский рынок российских компаний, которые будут выпускать ценные бумаги в форме казахстанских депозитных расписок [26, c.3].

Еще одним важным направлением в решении проблем дефицита финансовых инструментов стало появление в Казахстане нового финансового инструмента - агентских облигаций. Они должны стать квазигосударственными ценными бумагами, имеющими сопоставимые с ГЦБ инвестиционные качества. Выпускаются агентские облигации крупными государственными финансовыми институтами, созданными с целью реализации инвестиционной политики. В настоящее время в Республике Казахстан статус финансового агентства имеют два финансовых института: АО "Банк развития Казахстана" и АО "Казахстанская ипотечная компания". В соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан доходы от операций с агентскими облигациями не облагаются налогом у источника выплаты. По этой причине тормозится процесс развития этого сегмента рынка за счет использования инвестиционных возможностей пенсионной системы. Наличие льготы ограничивает преимущества агентских облигаций, поскольку номинальный доход равен фактическому вне зависимости от инструмента, то есть больший риск покрывается большей ставкой, как следствие, управляющие пенсионными активами предпочитают более рисковые, но более доходные инструменты.

Предпринимаемые меры позволяют снизить на время остроту проблемы, но не могут изменить ситуацию кардинально. Для этого необходимо расширять набор привлекательных инструментов. Реальный доход из ситуации - развитие корпоративного рынка ценных бумаг. Акции крупных компаний сосредоточены между стратегическими инвесторами и государством, при этом акционеры не спешат разбивать пакет на других инвесторов. Будущее корпоративного рынка - в развитии облигаций и акций средних компаний. Этому препятствуют объективные причины: требование прозрачности к финансовой отчетности, связанные с выпуском расходы и малый объем эмиссий - до одного миллиарда тенге, который не привлекает инвесторов. В 2009 году было только 24 выпуска облигаций общим объемом 67 миллиардов тенге, из них всего пять эмиссий были до одного миллиарда тенге. Малые и средние компании предполагают обращаться за кредитами в банки второго уровня, поэтому как это обходится дешевле. Если бы рынок акций активизировался, у пенсионных фондов появилась бы возможность получать доход не только за счет дивидендов, но со временем, возможно, и за счет изменения курсовой стоимости акции.

Активизация рынка акций способствовала бы созданию рыночного механизма, позволяющего обеспечить переток денег из финансового в реальный сектор экономики и решить еще одну проблему - инвестирование за счет пенсионных активов реального сектора экономики Казахстана. Изначально одной из главных целей пенсионной реформы было инвестирование накапливаемых в пенсионных фондах пенсионных взносов в отечественную производственную сферу, как это делается в отечественную производственную сферу, как это делается в большинстве стран, где работают аналогичные пенсионные системы. Именно ради этого фактора многие страны пошли на серьезные расходы, поиски и трудности кардинального изменения своих пенсионных систем. Казахстан трудности и расходы введения новой пенсионной системы понес в полном объеме, а плюсами и достоинствами этой системы пока не воспользовался. Реальный сектор за счет пенсионных активов инвестируется очень слабо.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10