Взаимодействие Федеральной службы финансово-бюджетного надзора с другими контрольными органами
Приоритетным направлением в деятельности Росфиннадзора во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств.
По мотивированным обращениям правоохранительных органов Росфиннадзор и его территориальные органы направляют своих специалистов для участия в проверках и ревизиях по материалам и уголовным делам о правонарушениях в сфере экономики.
При проведении ревизии (проверки) правоохранительный орган обеспечивает поиск адресов местонахождения ревизуемой организации по запросам Росфиннадзора, присутствие должностных, материально ответственных лиц либо лиц, выполняющих управленческие функции ревизуемой организации, работающих как во время проведения ревизии (проверки), так и в другие периоды, и получение объяснений от них.
Росфиннадзор при необходимости и по согласованию с правоохранительным органом в рамках своей компетенции проводит встречные проверки в предприятиях и организациях, осуществляющих взаимные расчеты с ревизуемой организацией.
В случае если такие проверки выходят за рамки постановлений (требований) правоохранительного органа, им выносится новое постановление (направляется требование).
Правоохранительный орган оказывает содействие в организации таких проверок, предоставляет необходимую информацию о местонахождении предприятий и организаций, организует взаимодействие специалистов Росфиннадзора в месте их проведения, при необходимости и наличии возможностей обеспечивает транспортом. Правоохранительный орган оказывает содействие в получении объяснений от должностных и материально ответственных лиц.
При необеспечении правоохранительным органом условий, указанных в п. 12, 17 Приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ N 89н/1033/717, руководство Росфиннадзора вправе принять доводимое до правоохранительного органа решение о приостановлении проведения ревизии (проверки) как в целом, так и относительно отдельных ее вопросов, до устранения препятствий.
Результаты ревизии (проверки), а также встречной проверки должны быть оформлены актом, который составляется в трех экземплярах.
Записи в акте ревизии (проверки) излагаются на основе: проверенных документов и фактов, вытекающих из имеющихся в ревизуемой организации материалов; актов о результатах произведенных встречных проверок; фактических проверок действительности совершения операций, а также сведений, вытекающих из заключений специальных экспертиз.
В описании каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии (проверки), встречной проверки, должно быть указано: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение, документально подтвержденная сумма нарушения, должностное, материально ответственное или иное лицо проверенной организации, допустившее нарушение.
Правоохранительный орган - инициатор ревизии (проверки) обязан оказывать содействие специалистам Росфиннадзора в техническом оформлении акта ревизии (проверки), а также в его подписании, обеспечивая присутствие должностных, материально ответственных и других лиц, выполняющих управленческие функции в ревизуемой организации.
В тех случаях, когда правоохранительный орган не обеспечил присутствие руководства ревизуемой организации для ознакомления и подписания акта ревизии (проверки), акт подписывается специалистами Росфиннадзора и с приложениями по описи направляется правоохранительному органу, по постановлению (поручению) которого проводилась ревизия (проверка).
Согласно п. 2 Указа N 224 Росфиннадзор, а также его территориальные органы в незамедлительном порядке обязаны информировать соответствующие органы прокуратуры РФ о выявленных в ходе проведения ревизий, проверок финансово-хозяйственной деятельности правонарушениях в сфере экономики.
Таким образом, при выявлении в ходе ревизий и проверок нарушений, содержащих признаки состава преступления в сфере экономики, Росфиннадзором, а также его территориальными органами должны быть приняты меры по информированию об указанных фактах органы прокуратуры РФ, которые, в свою очередь, осуществляют следственные действия и направляют дела в суды.
Необходимо отметить, что преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ст. 4 УК РФ).
Преступлениям в сфере экономики посвящен раздел 8 УК РФ. К указанным преступлениям, в частности, относится нецелевое использование средств бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, совершенное в крупном и особо крупном размерах.
Акты ревизий (проверок), проводимых в соответствии с планом контрольной деятельности Росфиннадзора, в которых выявлены факты правонарушений в сфере экономики, передаются в правоохранительный орган в десятидневный срок после завершения их оформления (п. 31 Приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ N 89н/1033/717).