Взаимодействие Федеральной службы финансово-бюджетного надзора с другими контрольными органами
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора тесно взаимодействует с правоохранительными органами.
Приоритетным направлением в деятельности Росфиннадзора во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств.
По мотивированным обращениям правоохранительных органов Росфиннадзор и его территориальные органы должны направлять своих специалистов для участия в проведении проверок и ревизий по материалам и уголовным делам о правонарушениях в сфере экономики (п. 3 Указа Президента РФ N 224).
Росфиннадзором проводятся ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности по мотивированным обращениям руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов РФ.
В соответствии со ст. 268 БК РФ, а также п. 6 Приказа Минфина N 75н Росфиннадзор проводит ревизии и проверки:
в организациях, получающих средства федерального бюджета, а также средства государственных внебюджетных фондов;
в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности (например, организации, арендующие федеральное имущество);
в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемых организаций денежные средства, материальные ценности и документы, в форме сличения записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка).
Согласно п. 8 Приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ N 89н/1033/717 в постановлении (требовании) правоохранительных органов о назначении ревизии (проверки) излагаются признаки финансовых нарушений, определяется ревизуемый период и место проведения ревизии (проверки), указывается задание - перечень конкретных и входящих в компетенцию Росфиннадзора вопросов ревизии (проверки).
Росфиннадзор или его территориальные органы со дня получения мотивированного обращения правоохранительного органа в течение 10 дней обязаны подготовить и направить письмо инициатору проведения ревизии (проверки), в котором сообщается о возможности ее проведения и о дате начала предварительного изучения документов, подлежащих ревизии (проверке).[3]
При подготовке к проведению ревизии (проверки) Росфиннадзор осуществляет комплекс подготовительных мероприятий (подбор и изучение законодательных и иных нормативных документов) по вопросам, поставленным в мотивированном обращении правоохранительного органа, в том числе предварительное изучение документов ревизуемой организации. Под предварительным изучением первичных бухгалтерских документов ревизуемой (проверяемой) организации понимается проверка изъятых правоохранительными органами или имеющихся в организации документов с целью решения вопроса о достаточности и документальной возможности проведения намечаемой ревизии (проверки).
В процессе предварительного изучения документов и подготовки программы проведения ревизии (проверки) Росфиннадзором определяется наличие и комплектность представленных материалов ревизуемой организации (документов бухгалтерского учета и отчетности, учредительных, регистрационных, плановых и других документов).
При этом к ревизии (проверке) принимаются подлинные документы, соответствующие нормам и стандартам, установленным законодательством РФ.
В случае неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета в ревизуемой организации или отсутствия необходимых документов Росфиннадзор вправе принять и направить в правоохранительный орган материалы для принятия мер к должностным лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета, а также мотивированное решение о приостановлении проведения ревизии (проверки) до полного восстановления бухгалтерского учета.
По итогам предварительного изучения документов и в рамках постановления (требования) о проведении ревизии (проверки) Росфиннадзором составляется программа проведения ревизии (проверки), которая согласовывается с лицом, вынесшим постановление (требование) о ее назначении, и утверждается руководителем Росфиннадзора (его территориального органа). Кроме того, инициатору проведения ревизии (проверки) направляется письмо о сроках проведения контрольного мероприятия.
Правоохранительный орган, назначивший ревизию (проверку), привлекает специалистов и получает материалы их проверок с последующей передачей проверяющему (руководителю ревизионной группы) (п. 16 Приказа Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ N 89н/1033/717).
На основании решения о назначении ревизии (проверки) оформляется удостоверение на ее проведение.
В соответствии с п. 5.14.9 Приказа Минфина РФ от 11.07.2005 N 89н "Об утверждении Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" руководители проверяемых организаций обязаны создавать надлежащие условия сотрудникам территориальных органов Росфиннадзора для проведения контрольных мероприятий, а именно: предоставить необходимые помещения, оргтехнику, услуги связи, транспорта, канцелярские принадлежности, а также обеспечить работу по делопроизводству.