Тенденции развития мирового гостиничного хозяйства
Определяющей тенденцией развития мирового гостиничного хозяйства в 90-х годах оставалась централизация управления. Практически все гостиничные сети мира, независимо от их рейтинга, испытывали жёсткую конкуренцию и искали любые возможности для увеличения своего потенциала. В 1992-1996 годах лидером рейтинга был «Hospitality Franchise System» (HFS). В этот период ему удалось поглотить такие большие компании, как «Ramada Inns» и «Howard Johnson».
В конце века явно набрал темпы процесс централизации управления «Cendant Corp.», который возглавил рейтинг гостиничных сетей. Если за 1970 -1991 года «Holiday Inns» увеличил контроль в гостиничном хозяйстве только на 106 тыс. номеров, то в 90-х контроль лидера вырос уже до 214,8 тыс. номеров. Правда, это были уже совсем другие компании. Увеличение наблюдалось во всех ранговых позициях рейтинга. В 1970 году первая десятка рейтинга объединила 4987 гостиниц на 502,4 тыс. номеров, в 1991 г. – уже 13813 гостиниц на 1847 тыс. номеров, в 1999 г. — 25827 гостиниц на 3083,9 тыс. номеров. Только в 90-х годах число контролируемых номеров выросло почти в 1,7 раза, или на 1236,7 тыс.
Централизация управления в мелких гостиничных сетях происходит интенсивнее, чем в больших. К централизации менее склонны так называемые управленческие компании (consortia). Здесь лидером до недавнего времени была «Utell International», которая в 1992 г. контролировала 1360 тыс. номеров, в 1997-1998 годах её заменила «REZ Solutions Inc.» (1560 тыс. номеров), а в 1999 г. – «Pegasus Solutions» (1803 тыс. номеров).
Процесс укрупнения гостиничных сетей основывается в первую очередь на развитии системы франчайзинга (в настоящее время приблизительно 80% гостиниц входят в сети на правах франчайзинга). В 1999 г. из 6315 гостиниц, управляемых «Cendant Corp.», 6258 входили в эту компанию на условиях франчайзинга. «Bass Hotels & Resorts» (2-е место в рейтинге) руководит всеми своими 2886 гостиницами только на таких условиях. Из 1880 гостиниц известной компании «Marriott Int.» (3-е место в рейтинге) – 998 также имеют франчайзинговые соглашения. А из 716 гостиниц «Starwood Hotels» (8-е место в рейтинге) по этой системе работают 299. Из 10 гостиничных сетей, которые занимали первые места в рейтинге 1970 года, – 9 укрепили свое положение в 1999 г.
Если сравнить списки гостиничных сетей первой двадцатки рейтинга в 1991 и в 1999 годах, то многих уже нет. Вышли из игры торговые марки «Holiday Inns» (1-е место в 1991р.), «HFS» (2-е место), «ITT Sheraton» (7-е место), «Promus» (12-е место), «Intercontinental Hotels» (16-е место), «Ramada Inter» (18-е место), «Westin Hotels» (19-ео место).
Нынешние лидеры «Cidant Corp.», «Bass Hotels», «Starwood Hotels» – в 1991 году были никому не известны. Более того, в 1999 г. о себе заявили сравнительно недавно образованные гостиничные сети, которые сразу попали в рейтинги. Среди первых 100 фирм – десять гостиничных сетей впервые упоминаются только в 1999 г.
Из них следует отметить такие: «TUI Group» (17-е место) включает 172 гостиницы на 43,4 тыс. номеров, «Millennium» (23-е место) — 117 гостиниц на 30,3 тыс. номеров, «Interstate Hotels Corp.» (24-е место) — 158 гостиниц на 29,4 тыс. номеров.
Конечно, наиболее известны те гостиничные сети, которые оперируют во многих государствах, а не ограничиваются контролем гостиниц одной страны. В начале 90-х годов лидерами международной деятельности были «Ассог», представленные в 66 странах; «ITT Sheraton» – в 61 стране; «Holiday Inns» – в 55 странах; «Hilton Int.», «Inter-Continental», «Best Western Hotels» – в 47 странах. У лидеров 1999 года международная операционная деятельность значительно расширилась. «Bass Hotels» имеет гостиницы в 98 странах, «Best Western Int.» – в 84 странах, «Ассог» – в 81 стране, «Starwood Hotels» – в 80 странах, «Carlson Hospitality Worldwide» – в 57 странах, «Marriott Int» – в 56 странах, «Hilton Int.» – в 53 странах, «Forte Hotel Group» – в 51 стране. Многие гостиничные сети стремятся территориально расширить свою деятельность.