Различия по категориям
Категория гостиницы
– классификационная группировка, которая характеризуется определённым комплексом требований. [2]
В различных странах применяются разные классификации отелей по категориям.
Распространёнными классификациями являются:
· система звёзд, применяемая во Франции, в Австрии, Венгрии, Египте, Китае и ряде других стран;
· система букв, используемая в Греции;
· система «корон», в Великобритании;
· система разрядов и другие.
Сейчас в мире самой распространенной системой классификации является Французская национальная система. Она устанавливает для туристских гостиниц шесть категорий, среди которых пять с присвоением определенного количества звезд (1*, 2*, 3*, 4*L, 5*). Минимальные требования на присвоение одной из категорий:
· количество комнат;
· общие помещения;
· оборудование гостиницы;
· комфортность жилья;
· обслуживание;
· доступность инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью.
По аналогии с французской классификацией в европейских странах выделяется немецкая классификация, соответственно которой, гостиничные предприятия делятся на 5 классов. Туристский класс - 1*; стандартный класс - 2**; комфортный класс - 3***; первый класс - 4****; люкс - 5*****.
Кроме традиционных звёзд существуют системы «букв» и «корон». В Греции пользуется популярностью буквенная система классификации, хотя на фасадах гостиниц можно увидеть и обычные звезды. Греческие гостиницы делятся на четыре категории: А, B, C, D.
Гостиницы категории А соответствуют четырёхзвёздочному уровню, B – трёхзвездочному, C – двухзвёздочному. Гостиницам высшей категории в Греции нередко присваивается категория «de Luxe».
Классификация английских гостиниц достаточно сложна. Как правило, на фасаде гостиниц изображены не звезды, а короны. Чтобы перевести категорию гостиницы с «языка корон» на «звездный», необходимо от общего числа корон отнять одну.
Но наиболее правильной считается классификация, предложенная Ассоциацией британских тур агентств:
· бюджетные гостиницы (1 звезда) расположены в центральной части города и имеют минимум удобств;
· гостиницы туристического класса (2 звезды) имеют в распоряжении бар и ресторан;
· гостиницы среднего класса (3 звезды) имеют достаточно высокий уровень обслуживания;
· гостиницы первого класса (4 звезды) предлагают очень высокое качество проживания и отличный уровень обслуживания;
· гостиницы высшей категории (5 звезд) имеют уровень обслуживания и проживания экстра-класса.
Классификация итальянских гостиниц достаточно запутана, официальной «звёздной шкалы» в стране нет. Соответственно принятым в Италии нормам, гостиницы классифицируются на три категории: первую категорию условно можно отнести к четырёхзвёздочной; вторую категорию – к трёхзвездной, третью категорию – к двухзвёздной.
В Испании также существует градация средств размещения по категориям:
· гостиницы – пяти категорий от 1 до 5 звезд;
· дома гостиничного типа, бунгало, апартаменты и др. – от 1 до 4 звезд;
· постоялые дворы – от 1 до 3 звезд;
· пансионы – трёх категорий.
Кроме того, в Испании существуют государственные предприятия приёма туристов, которые находятся в подчинении Государственного министерства по туризму. К ним относятся старые крепости, замки, дворцы, которые оборудованы как гостиницы «люкс».
Таким образом, для каждой страны характерна своя классификация гостиниц. И гостиницы, которые относятся до одной категории, но расположены в разных странах, имеют существенные различия.
В настоящее время классификация «по звёздам» не применяется. Вместо неё в разных вариациях могут использоваться обозначения, подобные классификации справочника международного OHRG[3].
В последние годы были разработаны адаптированные к международным стандартам нормативные документы, которые регулируют порядок предоставления гостиничных услуг. Порядок предоставления услуг временного размещения (проживания) – в частности, предусматривает, что все средства размещения, которые имеют 10 и более койко-мест, должны зарегистрироваться как субъекты предпринимательской деятельности.
Но объем инвестиций, даже, невзирая на более чем двукратный рост, все равно недостаточен. Причин этого несколько. Одна из них — большой срок окупаемости проектов по строительству и введению гостиниц в действие. За границей, чтоб «отбить» вложенные в гостиницу деньги, нужно работать 10—12 лет, у нас — приблизительно 7—10. Отечественные бизнесмены считают, что и это много: ведь строительство жилого дома или коммерческого центра окупается за три-четыре года.
Минимальные требования к гостиницам по французской системе классификации приведены в книге «Менеджмент гостиниц и ресторанов»[4].
Средняя загруженность отечественных гостиниц сравнительно невысока — 50-60%, лишь кое-кто может похвастаться, что этот показатель превышает 75%. Загрузка центральных столичных гостиниц в 2007 году составляла 65%. Как повысить посещение? Рецептов много: развитие при гостиницах сопутствующей инфраструктуры (бассейн, оздоровительный центр, конный манеж), разработка конференц-программ, запуск программ выходного дня и тому подобное. На все это нужны инвестиции.