Предпосылки возникновения Web-денег
На рубеже тысячелетий развитие телекоммуникационных систем на территории СНГ, а в большей мере на территории России, получило новый импульс. Это, конечно, можно отобразить в цифрах - по скорости роста числа пользователей, толщине каналов и тому подобным данным. Однако есть и другие, менее строгие с технической точки зрения, экономические показатели. В конце 1999 - начале 2000-го года началось реальное акционирование Интернет-проектов, сопровождавшееся вливание в них инвестиционного капитала. В этот период все осознали потенциал глобальной сети, как экономической и финансовой силы. Законодательная и исполнительная власти стали заниматься проработкой законов, с целью легализовать Интернет-коммерцию. Но для того, чтобы добиться такого признания, пришлось пройти немалый путь в развитии. Но обо всём по порядку. [1]
Первыми электронными деньгами, появившимися в Интернете, стали банковские карты. Это связано с тем, что для жителей США и Европы, уже не представляющих себе жизнь без пластиковых карточек, оказался естественным процесс переноса карточной торговли в Интернет. Сейчас можно смело говорить, что львиная доля платежей в Интернете осуществляется именно с помощью банковских карт. Большинство сделок, проводимых через мировую паутину, относится к сделкам, классифицируемым в международной практике как сделки типа MO/TO (mail order/telephone order). Именно в том, что платежи протекают по такой схеме и кроется главная отрицательная черта такого рода сделок. При оформлении сделок MO/TO у продавца всегда есть возможность провести аутентификацию (определение личности) клиента при доставке товара. Правила карточной торговли предполагают обязательную аутентификацию покупателя как держателя предъявленной карты. При предъявлении карточки в обыкновенном магазине кассир обязан убедиться в том, что берёт оплату именно с её держателя. При доставке товара по заказу, сделанному по телефону или по почте, служба доставки несёт ответственность за передачу товара именно заказчику, передавшему данные о банковской карте. Что же касается Интернета, то здесь в полной мере соблюсти все эти правила не представляется возможным. Особенно с его главным специфическим товаром - информацией, которая может быть получена непосредственно в момент платежа. Проблема аутентификации человека в Интернете не может быть решена. Интернет-магазин способен лишь провести авторизацию (проверку платёжеспособности) карты, но не аутентификацию человека предоставившего информацию о карте.
При предъявлении карты через Интернет все операции, описанные ниже, с точки зрения продавца, выглядят совершенно одинаково.
Вы предъявляете свою карту для оплаты товара;
Вы предъявляете карту своего родственника или знакомого с его согласия;
Вы предъявляете карту, данные которой Вам почему-то оказались известны, без согласия её держателя.
При получении информации о карте продавцом её данные будут переданы в процессинговый центр, откуда будет получен ответ о платёжеспособности карты, затем будет проведена операция по съёму денег с соответствующего карточного счёта в банке, выпустившем карту. Последствия же этих операций будут различны. В первых двух случаях держатель карты в течение месяца получит выписку по карточному счёту и согласится с проведённой операцией. В последнем же случае держатель карты опротестует операцию, которую он не совершал. По правилам карточных платёжных систем, опротестованные денежные средства безакцептно снимаются с магазина, совершившего операцию. Теперь уже магазин обязан доказывать факт совершения покупки банку, в этом случае при личном визите покупателя у магазина остаётся подпись под чеком или аналогичные документы службы доставки товара, по которым можно определить покупателя. При продаже товара через Интернет, особенно в случае продажи виртуального товара, подобных документов не остаётся. Доказательство факта совершения покупки и доставки товара становится весьма хлопотным и дорогостоящим мероприятием. В большинстве случаев мошенничество с банковскими картами основные потери несёт продавец, вынужденный компенсировать их, как это принято в мировой практике, из различных страховых фондов, что, в конечном итоге, увеличивает риск и стоимость торговых операций через Интернет и уменьшает их привлекательность для магазинов. Чаще всего это приводит к сужению географического региона, обслуживаемого данным Интернет-магазином или платёжной системой.
Кроме неприятностей, приносимых продавцам, подобные мошенничества оказываются чувствительными и для держателей карт. Необходимость оспаривать платёж отнимает время и силы держателя карты. Большое количество отказов может повлечь за собой необходимость досрочного перевыпуска карты и даже в некоторых случаях быть причиной отказа в обслуживании недобросовестного, по мнению банка, клиента.
Не будем останавливаться на способах получения информации о картах, рассмотрим пути решения этой проблемы.
Некоторым промежуточным решением, позволяющим снизить риск карточных операций в Интернете, стало создание закрытых клубных систем приёма карточных платежей. Характерный пример - система "Ассист" банка "Платина" и решение от Internet Billing Company и др. Обычно все участники такой системы должны зарегистрироваться специальным образом или разместить средства в некоем фонде, которым может служить, например, средства на обыкновенном банковском счёте с тем, чтобы платёжная система смогла Вас легко найти для разрешения возникшей спорной ситуации. То есть, фактически, платёжная система предлагает раскрыть персональные данные своим участникам, давая взамен гарантии совершения более безопасных операций через Интернет и обязательство по неразглашению полученной информации. В таких системах владельцам карточек могут присваиваться особые постоянные или временные идентификаторы, которые предъявляются в платежную систему и уже она производит далее расчёты через карточный или иные счета участников, или же непосредственно в момент платежа происходит перенаправление пользователя на сайт клубной системы, обладающей всеми необходимыми атрибутами защиты. [1]