Перспективы совершенствования финансовой системы в РФ
4. Необходимо создать условия для долгосрочного долгового внешнего финансирования организаций, в том числе за счет расширения используемых инструментов лизинга, проектного финансирования и прочее.
5. Сохранение присутствия государства в нескольких банках, осуществляющих кредитование реального сектора и физических лиц.
6. Совершенствование платежной системы страны. С одной стороны, важным представляется расширение Банком России системы валовых расчетов в режиме реального времени, совершенствование системы тарифов, внедрение единых стандартов электронных документов и др. С другой стороны, необходимы изменения в позиции Банка России по регулированию частных платежных систем, с помощью которых производятся внутри- и межбанковские расчеты (пока же банк выступает только в качестве консультанта) [8, с.17].
7. Содействие созданию в стране специализированных кредитных организаций: инвестиционных и ипотечных банков, кредитных союзов, функционирующих в том числе на рынке микрокредитования [8, с.18]. В развитых странах для этих целей созданы специализированные инвестиционные банки, деятельность которых подпадает под особый режим законодательного регулирования, в том числе и в области налогообложения.
8. Усиление контроля за деятельностью коммерческих банков со стороны регулирующих органов, а также разработка и внедрение системы оценки и предотвращения рисков банковской системы и др. Определенные подвижки в этом направлении имеются: с 1 января 2008 года каждый коммерческий банк курируется представителем Центрального Банка России.
9. Наладить систему рефинансирования коммерческих банков, с предоставлением им возможности привлечения необходимых денежных средств на долгосрочной основе на внутреннем рынке, а не за рубежом.
В отношении фондового рынка большую роль играет программа совершенствования и и регулирования развития фондового рынка на 2008-2012 гг.
В данном документе в качестве основной цели развития фондового рынка на период до 2012 г. определены консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры. Действительно, без обладающих высокой устойчивостью, развитыми технологиями и достаточным собственным капиталом бирж, расчетно-депозитарных, клиринговых и учетных институтов, управляющих компаний, страховых компаний, пенсионных фондов, банков невозможно обеспечить аккумулирование, быстрое и эффективное распределение финансовых средств и активов, обеспечить их сохранность и рост, особенно в условиях быстро разворачивающихся и глубоких потрясений на ведущих зарубежных финансовых рынках, в мировой финансовой системе в целом [6, с.62].
Программа предполагает значительное повышение качества работы, внутренней эффективности перечисленных выше институтов финансовой инфраструктуры. В частности, это подразумевает значительное улучшение систем внутреннего контроля и управления рисками, обеспечение способности своевременно выявлять мошенничества, злоупотребления, конфликты интересов и обеспечивать соответствующие действия по предотвращению или ликвидации их негативных последствий [6, с.62]. В мире накоплен достаточно разработанный арсенал рекомендаций в отношении того, как организуется такая работа. Для того чтобы этот арсенал активно внедрялся и постоянно совершенствовался в российских институтах финансовой инфраструктуры, необходимы два фактора: во-первых, ужесточение контроля со стороны регулирующих органов за соблюдением этими организациями соответствующих стандартов и применение серьезных санкций за допущенные нарушения; во-вторых, значительное повышение прозрачности работы этих организаций, прежде всего управляющих компаний и банков.