Перспективы совершенствования финансовой системы в РФ
Сокращение бюджетного профицита для целей инновационного развития за счет снижения налогового давления на бизнес излишнего НДС и увеличения вложений в человеческий потенциал полностью отвечает цели повышения конкурентоспособности России и при правильной финансовой политике не несет никакой угрозы инфляции.
Политика новой финансовой стабилизации и инновационного поворота нуждается в пересмотре предельно либерализованного режима вывоза из страны государственного и частного, акционерного, в том числе банковского, капитала. Этот режим целесообразно модифицировать в отношении придания ему задач инновационного обеспечения экономического развития российской экономики и ограничить собственно бегство капитала в различных, в том числе скрытых, его формах [11, c.15].
В современной финансовой системе России большую роль играет банковский сектор. Он является основным источником денежных ресурсов для частных предприятий, одним из основных игроков на фондовом рынке. В этой связи хотелось бы выделить основные направления совершенствования банковского сектора в финансовой системе.
1. Крайне важно дальнейшее совершенствование законодательства, определяющего полномочия и возможности осуществления отдельных банковских операций небанковскими финансовыми институтами.
2. Необходимо увеличение как совокупного капитала и реальных активов банковской системы, так и отдельных коммерческих банков. Активы российской банковской системы в 2006 г. чуть превысили 342 млрд долл. Соотношение капитала банковского сектора и ВВП в России составляет всего 6,7%, тогда как в развитых странах этот показатель превышает 40%: доля активов банковского сектора-45% ВВП, в странах Еврозоны-265%, Японии - 550% (максимальный уровень достигнут в Швейцарии -910%) [8, с.16]. Что касается уровня концентрации российского банковского сектора, то он сопоставим с зарубежными странами: на долю пяти крупнейших российских банков приходится 43,6% совокупных активов банковской сферы, тогда как в странах Еврозоны этот показатель равен 41%, а в отдельных странах Восточной Европы - от 25% в Германии, до 75% во Франции и 80% в Нидерландах [8, с.16]. Однако в области регулирования сделок по слияниям и поглощениям в банковской сфере должна использоваться более осторожная политика. Можно ориентироваться на методы, используемые развитыми странами, в которых действуют ограничения как по максимальной величине рыночной доли создаваемого в результате слияния банка (не более 30-35% рынка), так и по совокупной доле четырех-пяти крупнейших банков страны (60-70%).
3. Сохранение ограничения доли участия иностранного капитала. Согласно условиям вступления России в ВТО, доля средств нерезидентов повышена с 25 до 50% (в 1990-е гг. этот показатель составлял 12%), а затем планируется полностью отменить такое ограничение [8, с.17]. Для большинства развитых европейских стран характерна незначительная доля средств нерезидентов в банковском секторе (около 20%), при этом иностранным банкам разрешается осуществлять все виды банковских операций, но при выполнении требований по минимальной величине депозитов клиентов – физических лиц (например, не менее 100 тыс. долл.). Вместе с тем, следует признать позитивным решение о внесении в законодательство норм, определяющих уведомительный порядок приобретения одного процента акций кредитных организаций и разрешительный порядок приобретения более десяти процентов акций кредитных организаций как для резидентов, так и для нерезидентов.