Анализ привлечения банковского кредита ТОО «Жастар»
1) сумма чистых активов. Чистые активы - это в общем виде суммарная величина активов за вычетом долговых обязательств: задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, убытков, целевых поступлений и финансирования, долгосрочных пассивов, краткосрочной задолженности;
2) сумма ликвидных активов. Под ликвидными активами подразумеваются оборотные активы за вычетом запасов и других позиций, которые нельзя немедленно обратить в деньги;
3) доход от реализации;
4) стоимость собственного капитала;
5) сумма краткосрочной кредиторской задолженности;
6) сумма дебиторской задолженности.
Исходными данными являются данные бухгалтерских балансов предприятия за 2007 - 2008 года соответственно и отчет о прибылях и убытках (Приложение Б). Данные для расчета представлены в таблице 14.
Таблица 14
Финансовые показатели ТОО «Жастар» за 2008 г., необходимые для расчета кредитоспособности тыс.тенге
Показатель |
2008 г. |
1 |
2 |
Чистые активы |
2 551 |
Ликвидные активы |
7 338 |
Доход от реализации |
3 048 |
Собственный капитал |
2 551 |
Краткосрочная кредиторская задолженность |
2 886 |
Дебиторская задолженность |
1 148 |
На основании данных таблицы 14 и по формулам, представленным в первой главе, рассчитаем нормы кредитоспособности. В таблице 15 приведены значения данных показателей за 2008 г.
Таблица 15
Ключевые показатели кредитоспособности ТОО «Жастар» за 2008 г.
Наименование показателя |
Уровень показателя на 01.01.2009 г. |
1 |
2 |
1 Норма отношения дохода от реализации к чистым активам |
1,2 |
2 Норма отношения дохода от реализации к собственному капиталу |
1,2 |
3 Норма отношения краткосрочной задолженности к капиталу |
1,1 |
4 Норма отношения дебиторской задолженности к доходу |
0,4 |
5 Норма отношения ликвидных активов к краткосрочной задолженности |
2,5 |
Как видно из таблицы 15, только два показателя характеризуются положительной динамикой, а по трем наметился спад.
На рост дебиторской задолженности влияют многие факторы: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, применяемая на предприятии система расчетов.
На следующем этапе рассмотрим, к какому классу кредитоспособности относится анализируемое предприятие.
Для каждого из рассчитанных ключевых показателей фиксируются четыре уровня (класса). В практике банковского риск - менеджмента кредитоспособность клиента определяется путем выявления классности по трем из вышеперечисленных ключевых показателей: норма доходности, норма ликвидности, норма отношения краткосрочной кредиторской задолженности к капиталу.