Оценка кредитоспособности предприятия на основе анализа финансовых коэффициентов
4) Отношение объема продаж к стоимости основных средств. Этот показатель оценивает эффективность использования зданий, сооружений, машин, оборудования. Если уровень его высок, это может означать одно из двух:
а) предприятие действительно эффективно использует основные средства в целях обеспечения больших объемов продаж;
б) производство, которым занимается предприятие, характеризуется высокой трудоемкостью, а не капиталоемкостью.
5) Отношение дохода от реализации к чистым текущим активам. Чистые текущие активы - это оборотные активы за вычетом краткосрочных обязательств предприятия. Показывает эффективность использования оборотных активов. Высокий уровень этого показателя благоприятно характеризует кредитоспособность предприятия. Однако в случаях, когда он очень высок или очень быстро увеличивается, можно предположить, что деятельность ведется в размерах, не соответствующих стоимости оборотных активов
6) Отношение дохода от реализации к собственному капиталу (капиталу и резервам). Это оборачиваемость собственных источников средств.
7) Отношение дохода от реализации к запасам. Показатель дает приблизительное определение периода, на который запасы необходимы (например, значение его, равное 4:1, по годовому балансу указывает на трехмесячный оборот запасов). Высокий уровень показателя свидетельствует о быстрой оборачиваемости запасов. В большинстве случаев рост этого показателя положительно характеризует кредитоспособность, а снижение - отрицательно.
8) Отношение основных средств к стоимости активов. Основные средства - производственный потенциал предприятия, в результате использования которого формируется тот или иной объем продаж. Следует иметь в виду, что высокая доля основных средств в активах может привести к снижению мобильности последних, что ставит под угрозу платежеспособность предприятия.
9) Отношение запасов к чистым текущим активам. Это оценка уровня оборотного капитала, связанного в производственных запасах, незавершенном производстве, готовой продукции. Рост показателя может означать накопление устаревших запасов или трудности в сбыте продукции.
10) Отношение краткосрочной задолженности к капиталу и резервам. Если краткосрочная задолженность в несколько раз меньше собственного капитала, то можно расплатиться со всеми кредиторами полностью.
11) Отношение дебиторской задолженности к доходу от реализации. Этот показатель дает представление о величине среднего периода времени, затрачиваемого на получение причитающихся с покупателей денег. Например, отношение 1:4 означает трехмесячный срок погашения дебиторской задолженности. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, т. е. снижение показателя, можно рассматривать как признак повышения кредитоспособности предприятия, поскольку долги покупателей быстрее превращаются в деньги. В идеальном случае, когда все продажи оплачиваются в момент их свершения, показатель равен нулю.
12) Отношение оборотных активов к краткосрочной задолженности. Этот показатель является коэффициентом текущей ликвидности, о котором подробно говорилось выше.
13) Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности предприятия. Под ликвидными активами подразумеваются оборотные активы за вычетом запасов и других позиций, которые нельзя немедленно обратить в деньги. Этот показатель близок по содержанию к рассмотренному выше общему коэффициенту покрытия.
Рассмотренные 13 показателей кредитоспособности призваны детально и всесторонне оценить состояние предприятия. Однако, как правило, оценка по большому количеству показателей приводит к противоречивым выводам. Одни показатели могут улучшаться, другие - ухудшаться под влиянием многообразных факторов, не всегда зависящих от качества деятельности предприятия. Поэтому обычно выделяют из всего круга оценочных показателей ключевые показатели.
Ключевыми показателями для оценки кредитоспособности предприятия являются [5, c. 42]:
1.Отношение объема реализации к чистым текущим активам.
2.Отношение объема реализации к собственному капиталу.
3.Отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу.
4.Отношение дебиторской задолженности к доходу от реализации.
5.Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности предприятия.
Для каждого из этих показателей фиксируются четыре уровня. Интервалы между ними назовем классами.