Оценка кредитоспособности предприятия на основе анализа финансовых коэффициентов
Для стран с развитой экономикой характерны сложные и дифференцированные по клиентам и банкам методики оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков.
В казахстанской банковской практике уже достаточно широко применяется мировой опыт оценки кредитоспособности клиента, в основе которого находится определение класса кредитоспособности заемщика. Национальный банк РК руководствуется опытом других стран и разрабатывает методические указания по анализу кредитоспособности заемщика.
В основе определения класса кредитоспособности заемщика находится критериальный уровень показателей и их рейтинг. В зависимости от величины основных коэффициентов заемщики распределяются на три класса кредитоспособности.
Для оценки кредитоспособности заемщика используются два основных показателя [4, c. 69]:
1. Коэффициент ликвидности;
2. Показатель обеспеченности собственными средствами (Посс).
Коэффициент ликвидности характеризует способность клиента оперативно высвободить из оборота денежные средства для погашения долга. Существует 3 вида показателей ликвидности: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент текущей ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается следующим образом:
(1)
Чем выше значение этого коэффициента, тем выше кредитоспособность и, как следствие, надежнее заемщик.
Коэффициент быстрой ликвидности рассчитывается следующим образом:
(2)
Рекомендуемое значение для этого показателя составляет 0,7 и выше.
Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается следующим образом:
(3)
Показатель обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует размер собственных средств заемщика. Чем выше значение данного коэффициента, тем надежнее заемщик.
(4)
Описанные финансовые коэффициенты кредитоспособности рассчитываются на основе остатков по балансу на отчетные даты.
Для определения кредитоспособности предприятия финансовому менеджеру необходимо использовать специальную, более широкую систему показателей (финансовых нормативов). Рассмотрим их последовательно.
1) Отношение прибыли к чистым активам, показывает, насколько эффективно используются активы для создания прибыли. При этом важно определиться, какая прибыль принимается в расчет - только от реализации или общая. Это зависит от профиля деятельности предприятия и состава его активов. Если активы по своему составу обеспечивают главным образом осуществление основной деятельности, то правильнее принимать в расчет прибыль от реализации и общую стоимость активов. Если, например, в составе активов значителен удельный вес долгосрочных или краткосрочных финансовых вложений, которые в итоге должны давать предприятию дополнительную прибыль, то точнее будет сопоставление общей суммы прибыли с общей величиной чистых активов, либо прибыли от реализации с чистыми активами за вычетом активов, не отвечающих основному профилю деятельности предприятия.
Чистые активы - это в общем виде суммарная величина активов за вычетом долговых обязательств: задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, убытков, целевых поступлений и финансирования, долгосрочных пассивов, краткосрочной задолженности.
2) Отношение прибыли к доходу от реализации. Для этого показателя принимают в расчет доход от реализации. Этот показатель весьма важен для оценки возможного увеличения прибыли в случае роста объема продаж. Но особое его значение возникает в ситуации, когда объем продаж снижается.
Следствием снижения объема продаж, как правило, является возникновение необходимости снизить либо постоянные затраты, либо прибыль. Если предприятие хочет сохранить прежний уровень рентабельности (т. е. значение рассматриваемого показателя), надо снижать постоянные расходы.
3) Отношение объема реализации к чистым активам. Рост этого показателя благоприятен для предприятия, но только при условии, что реализация не является убыточной. Если доход от реализации меньше затрат на реализованную продукцию, любой рост объема продаж приводит к увеличению убытка в расчете на единицу чистых активов.