Сравнительный анализ регулирования лизинговых отношений международным и российским законодательством
Что касается отношений, вытекающих из соглашения о поставке оборудования, то Конвенция, по сути, ставит лизингополучателя в положение покупателя, наделяя его всеми правами последнего, в том числе и правом отложить или отменить поставку оборудования без согласия лизингодателя. Напротив, стороны соглашения о поставке (поставщик и лизингодатель) не вправе изменять срок поставки оборудования, который был предварительно одобрен лизингополучателем, без согласия последнего (ст.11). Закон подробно не устанавливает объем прав лизингополучателя по договору поставки, однако на практике при составлении договоров лизинга необходимо указать, что имущество приобретается на основании заявки лизингополучателя с точным указанием его состава, качества, комплектности. При отсутствии в договоре лизинга условия о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считаются несогласованным сторонами, а договор лизинга - незаключенным.
В случае нарушения срока поставки оборудования (иного неисполнения) или ненадлежащего исполнения соглашения о поставке лизингополучатель наделяется определенными правами требования в отношении как лизингодателя, так и поставщика. В частности, по отношению к лизингодателю лизингополучатель имеет право отказаться от принятия оборудования и расторгнуть лизинговые соглашения. Если же лизингополучатель не расторгает лизинговое соглашение, он может воспользоваться правом отказаться от выплаты арендной платы по лизинговому соглашению, до тех пор, пока лизингодатель не возместит ущерб за непоставку оборудования в соответствии с соглашением о поставке. В случае, когда лизингополучатель отказывается от лизингового соглашения, он вправе требовать от лизингодателя возмещения арендной платы и других сумм, выплаченных авансом (ст.12). Закон не устанавливает конкретных положений, регулирующих подобные отношения сторон, однако они могут быть дополнительно оговорены при заключении договора.
В то же время Закон более детально регулирует вопросы, касающиеся порядка регистрации предмета договора лизинга, страхования предмета лизинга и предпринимательских рисков, распределения рисков между сторонами и т.д.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что Конвенция УНИДРУА регламентирует основные принципы регулирования лизинговых операций, описывает общий подход правового обеспечения отношений по договору лизинга, в то время как российское законодательство и в частности Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге) содержит конкретные положения, касающиеся формы и существенных условий договора лизинга, взаимоотношения сторон и других деталей лизинговой сделки. В целом проведенный анализ позволяет сделать вывод о соответствии подхода к регулированию сделок по международному лизингу в Российской Федерации международным подходам и практике. Несмотря на некоторые различия, порядок регулирования лизинговых отношений является унифицированным, и участники договоров лизинга могут использовать нормы российского права без риска вступить в противоречие с международным законодательством.
ВЫВОДЫ:
Одним из основных условий высокой эффективности лизингового механизма является надежное правовое обеспечение всех взаимодействующих субъектов с учетом их интересов.
Предметом договора финансовой аренды (лизинга) в соответствии со ст. 665 Гражданского кодекса РФ являются возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности отношения по сдаче за плату во временное владение и пользование одним лицом (арендодателем или лизингодателем) другому лицу (арендатору или лизингополучателю) имущества, которое специально приобретается по прямому заказу последнего и у указанного им продавца. Основными целями Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» являются дальнейшее развитие инвестиционных форм в средства производства на основе лизинговых операций, защита прав собственности и прав участников инвестиционного процесса, а также обеспечение эффективности инвестирования. Данный закон определил основные правовые и организационно-экономические особенности лизинга.
Закон устанавливает три возможных субъекта лизинга: лизингодателя, лизингополучателя, продавца (либо поставщика). Все они могут быть как физическими, так и юридическим лицами. Данный Федеральный закон определяет также формы, типы и виды лизинга, Федеральный закон «О лизинге» также ввел новое юридическое понятие в договорное право — «обусловленный случай». Под обусловленным случаем понимается наступление такого обстоятельства или события, которые договором лизинга определены как бесспорные и очевидные нарушения лизингополучателем своих обязательств, установленных договором лизинга, или как бесспорная и очевидная причина прекращения договора лизинга. Лизинговые компании в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» Одним из основных условий высокой эффективности лизингового механизма является надежное правовое обеспечение всех взаимодействующих субъектов с учетом их интересов.