Негосударственное финансирование малого бизнеса
В настоящее время существуют разные формы финансирования поддержки малого предпринимательства: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий, информационное обеспечение, подготовка кадров[42]:
1) Финансовая поддержка малого бизнеса осуществляется в форме:
- непосредственной выдачи кредитов;
- предоставления гарантий кредитно-финансовым организациям, осуществляющим кредитование малых предприятий;
- компенсации кредитно-финансовым организациям неполученной прибыли при кредитовании по льготной процентной ставке.
2) Имущественная поддержка — это:
- предоставление на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков;
- передача малому предприятию оборудования и технологии в лизинг через лизинговую компанию;
- создание бизнес-инкубаторов и технопарков. Стратегическое направление развития малого бизнеса требует расширения деловых возможностей, развития межрегиональных и международных связей малого бизнеса в целях обеспечения потребностей малого бизнеса в сбыте продукции, налаживании производственной кооперации, создании совместных производств, привлечении в страну высококачественных потребительских товаров.
Основные приоритеты финансовой поддержки малого предпринимательства[43]:
- поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально-незащищенных групп населения;
- всех видов инновационного бизнеса, главным образом, в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях;
- проектов, имеющих высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу;
- проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке;
- проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование;
- проектов международных и донорских организаций, направленных на развитие предпринимательства в стране;
- проектов, направленных на импортозамещение;
- проектов, предусматривающих активизацию межрегиональных деловых связей и экспорт продукции.
За последние годы были созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все большее влияние на развитие малых предприятий.
К негосударственной инфраструктуре малых предприятий относятся: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды, ассоциации предприятий малого бизнеса, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические центры, учебные центры (рисунок 4).
Инфраструктура малого предпринимательства должна оказывать разнообразную помощь и поддержку малым предприятиям в организации, получении субсидий, контрактов, обучении и консультировании в целях сохранения и упрочения свободной конкуренции. Она позволяет реализовывать государственную политику в сфере малого предпринимательства, содействовать развитию малых предприятий в отдельных административных округах, территориальных образованиях, внедрять соответствующие программы, проводить экспертизу предпринимательских проектов, способствовать прямым деловым контактам и инвестициям.
Рисунок 4 – Кредитная инфраструктура предпринимательской деятельности[44]
Существуют следующие формы финансирования малого предпринимательства:
1. Кредитование.
В последнее время повышенный интерес к кредитованию малого бизнеса вне рамок государственных программ наблюдается у российских банков, которые активно участвуют в кредитовании малого и среднего бизнеса. Однако существует множество сдерживающих факторов, препятствующих этому процессу: низкая прозрачность (легальность) частного бизнеса, отсутствие залогов и гарантий, грамотных бизнес-планов и т.п.
Предприниматели так же испытывают затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для средних и малых предприятий делает получение кредита для предпринимателей труднодоступным, что существенно снижает предпринимательскую активность населения и не стимулирует развитие предпринимательского сектора.
При этом в части развития кредитования малого бизнеса существует ряд проблем, в том числе:
во-первых, как и в сфере кредитования крупного бизнеса, требуется совершенствовать законодательство по защите прав кредиторов;
во-вторых, малому бизнесу трудно получить банковский кредит по причине того, что предпринимателям сложно предоставить банку адекватное обеспечение;
в-третьих, кредитование малых предприятий требует существенных трудозатрат, удельные операционные расходы банков на единицу кредитных вложений при кредитовании малого бизнеса выше, чем аналогичные затраты при кредитовании крупного бизнеса и др.