Роль малого и среднего предпринимательства для экономики России
- стремление малых предприятий к полной самостоятельности;
- рисковый характер данного сектора экономики;
- небольшой объем капитала на первой стадии жизненного цикла;
- низкая доходность и высокая интенсивность труда;
- поддержкой малых предприятий в основном является государственной прерогативой.
В настоящее время органами государственной статистики регистрируется следующая динамика развития деятельности малого предпринимательства в РФ:
Таблица 1 – Динамика основных экономических показателей деятельности малых предприятий[20]
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Число малых предприятий (на конец года), тыс. |
882,3 |
893,0 |
953,1 |
979,3 |
1032,8 |
1137,4 |
Число малых предприятий в расчете на 10’000 человек населения1) |
61 |
62 |
66 |
69 |
73 |
80 |
Оборот малых предприятий, млрд.руб. |
… |
… |
… |
9612,6 |
12099,2 |
15468,9 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
51,0 |
67,3 |
99,2 |
120,5 |
171,3 |
259,1 |
При расчете показателя за 2002-2007 гг., формирование которого осуществляется на основании данных по численности населения, использована оценка численности постоянного населения с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.
Таким образом, на 1 января 2008 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1137,4 тыс., что на 10% больше, чем по состоянию на 1 января 2007г., а на 1 января 2009 г. составило 1367 тыс., что на 20% выше, чем предыдущий показатель.
Усиление роли малого бизнеса в экономике зависит от увеличения количества малых предприятий и их сроков функционирования. С 2002 года развитие малого предпринимательства в России является стабильным, ежегодный прирост предприятий составляет в среднем 5%. Тем не менее по данным развитых стран, например в ЕС – на 1000 жителей приходится не менее 30 предприятий, а в России только 6[21].
Малое предпринимательство в силу своей специфики имеет ярко выраженный региональный аспект и является основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Сектор малого предпринимательства образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами, технологической, производственной и управленческой гибкостью малых предприятий все это позволяет им чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, а рыночной экономике, в свою очередь, придает повышенную мобильность и гибкость. Постоянный поиск меняющихся общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.
В связи с тем, что малые предприятия строят свою деятельность прежде всего исходя из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса, то сложившаяся ситуация в стране выталкивает их в сферу торгово-посреднической деятельности, когда малые предприятия стремятся сконцентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и стратегически важных для выживаемости направлениях деятельности. Так же крайне неравномерно размещение этих малых предприятий на территории РФ. Эта тенденция представлена таблицами 2 и 3.