Роль малого и среднего предпринимательства для экономики России
Развитие экономики любой страны немыслимо без оптимального соотношения в ней крупных, средних и малых предприятий. Особую роль в данном процессе, как свидетельствует мировой опыт, играет малое и среднее предпринимательство. Развитие малых и средних предприятий (далее МСП) в Российской Федерации позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июня 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который четко определяет:
- Понятия субъектов малого и среднего предпринимательства;
- Инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; Виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе №209-ФЗ, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются: средняя численность работников, независимо от вида деятельности; предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом: для микропредприятий – 60 млн. рублей; для малых предприятий – 400 млн. рублей. Российское законодательство с точки зрения размеров выделяет следующие категории субъектов хозяйствования: субъекты малого предпринимательства, средние и крупные предприятия (рисунок 2).
Рисунок 2 – Категории хозяйствующих субъектов в РФ[16]
Состояние развития малого и среднего предпринимательства в РФ на сегодняшний день представленное Правительством РФ по данным Росстата следующее[17]:
- Количество малых предприятий по состоянию на 1 января 2009 г.– 1 млн. 367 тысяч единиц (рост 20 % по сравнению с данными на 1 января 2008 года);
- Средняя совокупная численность работников, занятых на малых предприятиях – 11 млн. 419 тысяч человек (рост 12 %
по сравнению с данными на 1 января 2008 года);
- Вклад продукции, производимой малыми предприятиями в совокупный объем ВВП – 21 % (рост 4 %по сравнению с данными на 1 января 2008 г.).
Необходимо отметить, что до принятия Федерального закона РФ №209-ФЗ официальное статистическое наблюдение за сектором среднего бизнеса отсутствовало, поэтому на данный момент достаточного количества информации о секторе нет, несмотря на то, что по оценкам Фонда «Ресурсный центр малого предпринимательства» он составляет 40% от всех МСП и формирует существенный вклад в объем выручки малого и среднего бизнеса[18].
В общей системе предпринимательской деятельности особое место занимает малое предпринимательство. Оно в наибольшей мере соответствует сути рыночной экономики.
Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами критериях. Наиболее общими критериальными показателями являются: средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота. Однако основным показателем является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.
Малому предпринимательству в России присущи некоторые особенности[19]:
- совмещение в рамках одного предприятия нескольких видов деятельности;