Экономические основы совершенствования бюджетной политики
Часто при планировании бюджета по видам бюджетных ассигнований теряется представление расходных статей бюджета в других разрезах. Как в общей массе расходов найти бюджетное ассигнование на оказание услуги? Кто потребители услуги? На основании, какого нормативно-правового акта оказывается данная услуга? К какой из поставленных целей услуга относится? Какие задачи необходимо реализовать? Какие мероприятия провести, чтобы добиться определенных результатов? Какой аналитический показатель используется при расчете эффективности произведенных затрат ?
Еще совсем недавно было сложно ответить на эти вопросы, но регионы продолжают работать в этом направлении и приходят к логичным решениям.
Главные распорядители бюджетных средств, производят расчет бюджетных расходов отдельно по каждому виду бюджетных ассигнований. Используя реестр расходных обязательств, доступный в едином информационном пространстве, каждое бюджетное ассигнование закрепляется за соответствующим расходным обязательством. Имея в арсенале единую систему соответствия целей, задач, показателей и соответствующих мероприятий, участники бюджетного процесса соотносят каждую услугу, ассигнование или субсидию с необходимым набором элементов оценки результативности.
Такой подход, связывающий все элементы бюджетного планирования, автоматически приводит к упрощению процедур формирования всех необходимых плановых, отчетных, аналитических документов: государственных (муниципальных) заданий, ведомственных целевых программ, долгосрочных целевых программ, обоснований бюджетного ассигнования, докладов о результатах и основных направлениях деятельности.
Вторая причина, которая, на наш взгляд, затрудняет внедрение оптимальных процессов реализации механизмов БОР, – это «поочередное» внедрение механизмов без учета их взаимосвязанности.
В нашей практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда, например, задача ведения реестра расходных обязательств уже решена, но внедренное решение настолько жестко, что интегрировать процесс сбора реестра с решением задач планирования государственных заданий практически невозможно.
Процесс внедрения этого подхода трудоемок. Поэтому решение, предлагаемое IT-Центром, включает как методологическую, так и технологическую поддержку, охватывающую всех участников бюджетного процесса. Вместе с тем учитываются и используются предложения самих участников, позволяющие повышать эффективность бюджетного планирования.
IT-Центр Финансово-промышленного венчурного фонда ВПК предлагает решение, которое учитывает все сложности, и предоставляет возможность внедрения механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, без издержек на оптимизацию и капитальную реконструкцию процессов.
В основе решения лежат два простых принципа:
- Дать возможность органам исполнительной власти реализовать весь комплекс решаемых задач – возможно, не сразу, возможно, поэтапно, но сохранив при этом все связи между процессами.
- Обеспечить простую и быструю связь между всеми участниками бюджетного планирования [25, с.3-9]
Анализ экономики муниципального образования, за последние несколько лет, позволяет подтвердить действенность в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.