Анализ доходной и расходной части бюджета района в условиях кризиса
В 2010 году вышеперечисленные налоги и неналоговые доходы прогнозируются поступлению в районный бюджет в сумме 65969.6 тыс. рублей, в консолидированный бюджет 81839.9 тыс. рублей.
Налог на совокупный доход в 2010 году прогнозируется в сумме 3377.0 тыс. рублей. Данный раздел налога включает в себя налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения единый сельскохозяйственный налог и единый налог на вмененный доход от отдельных видов деятельности. Удельный вес налога на совокупный доход в консолидированном бюджете района составит 5%.
Поступление земельного налога на 2010 год прогнозируется в сумме 6513.0 тыс. рублей. (удельный вес составляет 8.0 % к собственным доходам) Он полностью зачисляется в бюджеты поселений.
Рисунок 2.3.6 Налоговые и неналоговые доходы Алькеевского района
Поступление неналоговых доходов в 2010 году предусмотрено в сумме 4379.0 тыс. рублей, из них:
- административные штрафы - 948.0 тыс. рублей
- арендная плата за землю - 2082.0 тыс. рублей
- аренда имущества - 412.0 тыс. рублей
- продажа земли - 235.0 тыс. рублей
- продажа имущества - 100.0 тыс. рублей
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду прогнозируется в 2010 году в объеме 702 тыс. рублей.
Для решения вопросов местного значения межмуниципального характера в бюджете поселений предусмотрены субсидии, которые перечисляются из бюджетов поселений в районный бюджет в соответствии со статьей 142.3 Бюджетного кодекса РТ в целях организации оказания на территории района скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях.
В целях достижения сбалансированных доходов бюджетов поселений и бюджета муниципального района на 2010 год предусмотрено выделение району из бюджета РТ дотации, субсидии и субвенции на 2010 год в сумме 225611.2 тыс. рублей. Тем самым, сумма выделяемой финансовой помощи из бюджета Республики Татарстан на 2010 год составит 73.4% от всей доходной части консолидированного бюджета района [8].
Формирование бюджета и поступление налогов и платежей зависит как от количественного, так и качественного состава налогоплательщиков. Однако в районе нет основополагающих бюджетообразующих предприятий, удельный вес которых обеспечивал бы необходимый размер поступлений налогов и платежей.
Расходная часть бюджета Алькеевского муниципального района сформирована в соответствии с федеральным законодательством, с учетом тех вопросов местного значения, которые закреплены за каждым уровнем власти. Расходные полномочия на решение местных вопросов определены в объемах, которые достаточны для обеспечения полной и своевременной выплаты заработной платы с отчислениями в фонды, оплаты коммунальных услуг, части текущих расходов. Объемы средств, выделяемых на выполнение передаваемых государственных полномочий, на территории района Министерством финансов РТ определены в соответствии с методикой и нормативами, установленными Бюджетным кодексом РТ.
В расходную часть относят: общегосударственные расходы, правоохранительная деятельность, ЖКХ, образование, культура и кинематография, здравоохранение и спорт, социальная политика, межбюджетные трансферты. По причине финансового кризиса утвержден План мероприятий по оптимизации и экономии расходов бюджета Алькеевского муниципального района на 2009 год.
Исходя из поступлений доходов, наличие источников уровня организационной работы руководителей идет исполнение расходной части бюджета. Самый низкий рост расходов с периода 2007 – 2010 годов проявляется в 2009 году – 384 млн. 205 тыс. рублей и в 2010 году – 320 млн. 709 тыс. рублей см. Приложении В.
Главной задачей образовательных учреждений района является обеспечение доступности качественного образования. Сегодня в районе функционирует 32 образовательных учреждения (из них, одна гимназия, 27 средних, 4 основных) и 40 дошкольных учреждений.
В дальнейшем в районе, как и во всей Республике, планируется создание образовательных центров, развитие транспортного обслуживания сельских школ. Необходимо отметить, что 80% обучающихся в профессиональном училище, составляют дети из малоимущих, неблагополучных семей, трудные подростки. В 2008 году орган управления образованием продолжил работу по реализации основных направлений национального проекта «Образование», по аттестации педагогических кадров, в сфере дополнительного образования, выполнен комплекс мероприятий по охране прав несовершеннолетних, по организации приемных семей. В 2008 году по национальному проекту получено 4 млн. 716 тыс. рублей. денежных средств, в том числе в общеобразовательные школы – 4 млн 562 тыс. рублей.
Одной из важных задач образования является обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменение потребности экономики и нового общественного устройства за счет выстроенной системы управления. Для чего необходимо продолжить работу по оптимизационным мероприятиям, активизировать участие общеобразовательных учреждений и педагогов района на различных конкурсах, грантах, соревнованиях, шире развивать внебюджетную деятельность через организацию дополнительных платных образовательных услуг и расширение деятельности подсобных хозяйств.