Характеристика звеньев финансовой системы РФ
В финансовую систему РФ входят следующие звенья: государственный бюджет, местные бюджеты, фонды социального страхования, имущественного и личного страхования, финансы предприятий, организаций, фирм, различные специальные денежные фонды [14, с.16].
Основными функциями финансов являются следующие:
1) воспроизводственная - мобилизация и предоставление денежных средств для обслуживания потребностей воспроизводства;
2) распределительная - распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода;
3) контрольная - экономический контроль за хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений;
4) регулирующая - осуществление мероприятий, направленных на выполнение антиинфляционной программы, проведение целенаправленной структурной политики и др.
Главным орудием финансовой политики является государственный бюджет - основной финансовый план страны, центральное звено финансовой системы. Госбюджет представляет собой общегосударственный фонд денежных средств, назначение которого - создать условия для эффективного развития народного хозяйства. Отличительные особенности использования государственного бюджета характеризуются тремя важнейшими моментами: безвозмездностью, безвозвратностью и целевым назначением, т.е. бюджетным финансированием, по структуре он состоит из доходной и расходной частей. Расходы госбюджета направлены на финансирование общенациональных предприятий; содержание и развитие социально-культурной сферы, национальную оборону, проценты по государственному долгу и т.п. Источником доходной части являются всевозможные виды налогов.
Бюджетная политика России определяется рядом специфических факторов. Это политика, осуществляемая в условиях экономического кризиса, инфляции, смены типа воспроизводственных отношений, глубоких структурных катаклизмов. Отсюда следует, что российская бюджетная политика не может восприниматься как типичный случай бюджетной политики, свойственной развитой рыночной экономике.
Бюджетная политика в России в целом реализовывает общие цели, которые стоят перед всякой бюджетной системой, такие как концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.
Вместе с тем российская бюджетная политика во многом обусловлена инерцией прошлого и теми специфическими задачами, которые она призвана решать в условиях периода, сущность которого определяется походом к новому типу экономических отношений. Такими специфическими бюджетными проблемами переживаемого Россией периода являются: обеспечение в условиях кризиса управления экономикой и экономическими процессами в целом; решение острых социальных противоречий, возникших в результате смены общественного строя и порожденных новыми политико-экономическими реалиями; развитие новых отношений бюджетного федерализма, обеспечивающего приемлемую степень устойчивости государства [3, с.112-115].
В конкретных условиях России характер политики отличается неопределенностью. Политика налогов, бюджетных расходов, регулирование эмиссии и денежной массы, процентная политика Центрального банка, масштабы и источники бюджетного дефицита - все это отклоняется от стандартных процессов, свойственных регулируемой рыночной экономике со стабильным законодательно установленным бюджетным процессом.
Несмотря на все особенности и противоречия проводимой сегодня бюджетной политики, она строится на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования, обеспечивающих компромисс экономических интересов государства, населения и предпринимательства.