Структура налогов и сборов администрируемых УФНС по КБР
Основная часть доходов республиканского бюджета сформирована за счет поступлений: налога на доходы физических лиц – 320,1 млн. рублей (34,2% от общего объема поступлений в республиканский бюджет), акцизов – 319,8 млн. рублей (от общего объема поступлений в республиканский бюджет 34,2%), налога на прибыль – 145,5 млн. рублей (от общего объема поступлений в республиканский бюджет 15,6%), налога на имущество – 86,9 млн. рублей (от общего объема поступлений в республиканский бюджет 9,3%), единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 54,7 млн. рублей (от общего объема поступлений в республиканский бюджет 5,8%) (таблица 6).
Таблица 6 Анализ поступлений в республиканский бюджет КБР в разрезе основных налогов и обязательных платежей
Виды налогов и платежей |
Фактически поступило (млн. руб.) |
I кв. 2009 г. в %% к I кв. 2008 г. | |
I кв. 2008 года |
I кв. 2009 года | ||
В С Е Г О: |
819,0 |
935,6 |
114,2 |
в том числе: | |||
НДФЛ |
277,5 |
320,1 |
115,3 |
акцизы |
267,6 |
319,8 |
119,5 |
Налог на прибыль |
124,9 |
145,5 |
116,4 |
Налог на имущество |
82,8 |
86,9 |
105,0 |
УСН (упрощенная система налогообложения) |
54,2 |
54,7 |
100,9 |
В механизме налогового контроля камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии.
В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Особо важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком к возмещению сумм НДС, а также применение налоговых льгот в части исчисления НДС.
На сегодняшний день проблема возмещения НДС из федерального бюджета остается серьезным препятствием для развития российского экспорта, поскольку налоговые органы в большинстве случаев не могут проверить реальность экспортных операций в срок менее чем 1 год.
Рассмотрим поступления местных налогов относительно исследуемого периода. По земельному налогу количество налогоплательщиков стало меньше в 2009 и в 2008 годах по сравнению с 2007 годом. Несмотря на уменьшение налогоплательщиков, % льготной суммы по данному налогу в 2009 году увеличилось на 110% (таблица 7).
Таблица 7 Динамика изменений по земельному налогу
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
Абсолютные показатели (+\-) |
Относительные показатели (%) | ||
2008/ 2007 |
2009/ 2008 |
2009/ 2008 |
2009\ 2008 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Количество налогоплате льщиков, которыми исчислен налог к уплате, (человек) |
101703 |
99 077 |
92 651 |
-2 626 |
-6 426 |
97 |
93 |
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (тыс. руб.) |
75570 |
85 012 |
70 405 |
+9 442 |
-14 607 |
112 |
82 |
Сумма льгот по налогу (тыс. руб.) |
3872 |
2 570 |
2 827 |
-1 302 |
+257 |
66 |
110 |