Налоговый потенциал Орловской области
Уровни льгот и задолженности остаются примерно одинаковы в рассматриваемом интервале времени.
Данные таблицы и статистической отчётности позволяют сформировать структуру налоговых поступлений в консолидированный бюджет Орловской области.
Рисунок 1. – Структура налоговых поступлений в бюджет Орловской области в 2006 г.
Значительную долю в структуре занимают налоги на прибыль и на доходы физических лиц.
Так в структуре налоговых поступлений за 2006 год наибольших удельной вес занимал налог на прибыль (30,8%), затем НДФЛ (27,8%), на третьем месте налог на имущество (10,7%).
По итогам 2007 года структура поступлений остаётся практически неизменной. Единственное, что третье место в данной структуре занимают уже акцизы (10,1%), которые сдвинули налог на имущество лишь на четвёрное место (7,7%).
Значительно увеличился налог на доходы физических лиц в структуре налоговых поступлений за 2007 год, однако налог на прибыль продолжает занимать самую большую долю.
Рисунок 2. – Структура налоговых поступлений в бюджет Орловской области в 2007 г.
В 2008 году НДФЛ становится лидером в объеме поступлений. На его долю приходится 40% от общего объёма. Налог на прибыль в данной структуре занимает 27,8%, на третьем месте остаются акцизы (10,5%).
Рисунок 3. – Структура налоговых поступлений в бюджет Орловской области в 2008 г.
Для того чтобы подвести итог наших расчётов построим рисунок, отражающий динамику и структуру налогового потенциала Орловской области.
Рисунок 4. – Динамика и структура налогового потенциала Орловской области за 2006-2008 гг., млн. руб.
Из проведённого анализа можно сделать вывод, что в целом налоговый потенциал Орловской области используется рационально. С 2006 года наблюдается увеличение размера задолженности по налогам, но учитывая тенденцию роста самих налоговых поступлений, нельзя сказать, что это отрицательно сказалось на эффективности налогового потенциала.
Итак, налоговый потенциал региона это максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов с его территории в условиях действующего законодательства. Максимально возможная сумма начислений зависит от уровня собираемости налогов, эффективности мер по соблюдению налоговой дисциплины и предлагаемых мер по стимулированию деловой активности налогоплательщиков.