Налоговый потенциал Орловской области
Конституцией РФ 1993 г. закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органов власти субъектов РФ.
В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система
РФ сострит из трех уровней:
— федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
— бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
— местных бюджетов Доходы территориального бюджета состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджета - это такие доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. К ним относятся налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.
Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.
Регулирующие доходы бюджета — это федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов.
Помимо налогов, источниками доходов региональных бюджетов могут быть трансферты, субсидии, субвенции.
Сегодня все понимают, что без высококвалифицированной, четко отлаженной системы сбора налогов, невозможно достичь социальной стабильности, экономического подъема и процветания как отдельно взятого региона, так и государства в целом.
В соответствии с ч. I HK РФ ст. 14, к региональным налогам и сборам относятся:
1) Налог на имущество организаций;
2) Налог на недвижимость;
3) Дорожный налог;
4) Транспортный налог;
5) Налог с продаж;
6) Налог на игорный бизнес;
7) Региональные лицензионные сборы.
В настоящее время на территории Орловской области взимаются следующие региональные налоги: налог на имущество организаций; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. С 01.01,2003 введен транспортный налог, а с введением налога на недвижимость прекращает действие налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Данные налоги вводились на территории Орловской области в соответствии с Законами Орловской области, в которых в соответствии с ч. I НК РФ определялись налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по данным налогам, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В Орловской области территориальным органом Федеральной налоговой службы (ФНС России) является Управление Федеральной налоговой службы Орловской области, которое входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно [21].
Таблица 1. – Консолидированный бюджет Орловской области в 2006-2008 гг., млн. руб.
Показатели |
Годы | ||
2006 |
2007 |
2008 | |
Доходы |
5884,0 |
7655,7 |
8642,3 |
из них: Налоговые доходы |
3748,5 |
4940,6 |
6227,5 |
Неналоговые доходы |
164,6 |
208,3 |
295,9 |
Расходы |
6109,3 |
7405,4 |
8675,9 |
Профецит(+), дефицит (-) |
-225,3 |
+250,3 |
-33,6 |