Анализ и оценка эффективности мероприятий федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года
* - учитывая, что данные показатели рассчитываются исходя из формального подсчета срока эксплуатации жилых домов, они не отражают реального состояния жилищного фонда, а система регулярного технического аудита жилищного фонда фактически отсутствует.
Одними из основных проблем, тормозящих удовлетворение гражданами потребности в жилье является низкое качество жилищных и коммунальных услуг, а также высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры, который в 2007 году составлял в Российской Федерации около 60%. Степень износа жилищного фонда на январь 2008 года характеризовалась следующими показателями:
- минимальный износ (от 0 до 30%) имеет 60,2 %жилищного фонда,
- износ от 31 до 65%, требующий ремонта либо модернизации, имеет 36,0% жилищного фонда,
- износ от 66 до 70%, при котором обязательным является проведение капитального ремонта либо модернизации жилищного фонда, либо его сноса, составляет 2,7 % жилищного фонда;
- критическую степень износа (свыше 70%) имеет 0,94% жилищного фонда (в 2005 г. – 0,9%).
На реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в 2008 году было выделено 5044,575 млн. рублей, из них было перечислено 5028,641 млн. рублей.
Средства в объеме 15,934 млн. рублей были возвращены в федеральный бюджет в связи с экономией возникшей на объектах расположенных на территории Иркутской и Ульяновской областях.
Растет доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры. И если в 2007 году данный показатель составлял только 75% от значения соответствующего целевого индикатора, установленного в рамках реализации Программы на указанный период, то в 2008 году достигнут значительный прогресс на данном направлении – доля частных инвестиций увеличилась по сравнению с 2007 годом сразу в 2,7 раза, и составив 35%, превысила значение соответствующего целевого индикатора, установленного в рамках реализации Программы на 2008 год сразу на 75%. Данная динамика позволяет говорить о повышении инвестиционной привлекательности данного сектора ЖКХ для частных инвесторов.
Растет доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основании конссеционных соглашений и других договоров. За период реализации Программы 2007-2008 г.г. доля данных компаний выросла почти до 20%, превысив значение соответствующего целевого индикатора, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2006 № 865 в рамках реализации Программы на указанный период почти в 1,2 раза. Говоря о качественной стороне данного результата, следует помнить, что до 2006 года частные компании, управляющие объектами коммунальной инфраструктуры на основании конссеционных соглашений и других договоров, от общего количества организаций коммунального комплекса вообще отсутствовали. В связи с чем высказывая мнение о сегодняшнем положении дел в данном направлении, можно говорить о достигнутых значительных положительных результатах.
Одновременно растет доля многоквартирных домов, управляемых профессиональными управляющими организациями. И в 2007 и в 2008 годах данный показатель в несколько раз превышал значение соответствующего целевого индикатора, установленного в рамках реализации Программы на конкретный период: в 2007 году – более чем в 3 раза (18,3%); в 2008 году – более чем в 2 раза (22,4%). Данная динамика говорит о том, что все больше граждан Российской Федерации считают такую форму управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства более перспективной по отношению к остальным, предусмотренных жилищным законодательством.
Индикаторы, характеризующие исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством представлены в таблице 6.
Таблица 6
Наименование индикатора эффективности реализации Программы |
Значения индикаторов | |||
2007 год |
2008 год | |||
Фактическое значение индикатора |
Значение целевого индикатора, установленное Программой |
Фактическое значение индикатора |
Значение целевого индикатора, установленное Программой | |
Индикаторы, характеризующие исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативное правое обеспечение организации предоставления жилых помещений социального использования | ||||
Количество граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших свои жилищные условия в рамках подпрограммы (нарастающим итогом) (тыс. семей) |
17143 (80,9% от планового значения) |
21,2 тыс. семей |
31204 (67,7% от планового значения) |
46,1 тыс. семей |
Среднее время ожидания предоставления жилых помещений в рамках подпрограммы |
36,5 лет (в 2,3 раза больше от планового значения) |
16 лет |
39,1 лет* (в 2,8 раза больше от планового значения) |
14 лет |