Анализ и оценка эффективности мероприятий федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года
На рис. 7 и 8 представлен графически годовой объем ввода жилья в млн. кв. метров в 2007 и 2008 гг. исходя из фактического значения индикатора и значения целевого индикатора, установленного Программой.
Как было указано выше годовые объемы ввода жилья в целом по Российской Федерации имею положительную тенденцию стабильного роста. При существующих на сегодняшний день темпах роста данного показателя можно прогнозировать выполнение в 2010 году плана годового ввода жилья на уровне 80 млн. кв. метров, установленного параметрами Программы по итогам ее реализации в 2010 году. Только в 2008 году показатель годового объема жилья по России, составивший более 60,4 млн. кв. метров жилья, уже превышает значение соответствующего целевого индикатора, установленного постановлением правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 в рамках реализации Программы на указанный период на 7,3%, а также составляет 119,4% к соответствующему периоду предыдущего года. Напомним, что в 2007 году темп роста жилищного строительства к 2006 году составлял 116,1%. Среди субъектов Российской Федерации наибольшие объемы жилищного строительства по-прежнему осуществляются в Московской области, где введено 12,6% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом, Москве - 8,0%, Краснодарском крае - 6,2%, Санкт-Петербурге - 4,4%, Республике Татарстан - 3,4%, Тюменской области - 3,2%, Республике Башкортостан - 3,1%, Ростовской и Челябинской областях - по 2,8%, Свердловской области - 2,7%. Суммарный объем введенной в эксплуатацию общей площади жилья в этих субъектах Российской Федерации составил в 2008 году 49,2%. Однако следует отметить, что резервы мощностей по инфраструктуре на сегодняшний день практически исчерпаны. Поэтому говорить о сохранении положительной динамики годового ввода жилья можно только при условии принятия безотлагательных конструктивных мер по развитию мощностей инфраструктуры. Хотя, стоит отметить, что за январь-февраль 2009 года в Российской Федерации уже построено и введено 5,8 млн. кв. метров жилья.
Особое внимание следует уделить проблеме слабого развития финансирования жилищного строительства за счет кредитных средств, предоставленных застройщику. Данное направление развивается очень медленно: доля данного финансирования в 2007 году была зафиксирована на уровне в 4 раза меньше по сравнению со значением соответствующего целевого индикатора, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 в рамках реализации Программы на 2007 год. Данная тенденция имела место и в 2008 году: доля данного финансирования была в 3,9 раза меньше по сравнению со значением соответствующего целевого индикатора, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 в рамках реализации Программы на указанный период.
Одним из условий успешного развития строительного сектора является своевременное принятие и утверждение муниципальными образованиями соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей правила землепользования и застройки. Анализ данной работы в период 2007 – 2008 г.г. показал, что результаты в данной области достигнуты не плохие, доля городов с населением более 50000 человек, в которых соответствующие правила разработаны и усовершенствованы, имеет положительную динамику роста и превышает значение соответствующего целевого индикатора, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 в рамках реализации Программы на указанный период: в 2007 году – в 3,5 раза; в 2008 году – в 1,3 раза.
Индикаторы, характеризующие совершенствование работы жилищно-коммунального комплекса, представлены в таблице 5.
Таблица 5
Наименование индикатора эффективности реализации Программы |
Значения индикаторов | |||
2007 год |
2008 год | |||
Фактическое значение индикатора (по данным сводной формы 2-ПФ) |
Значение целевого индикатора, установленное Программой |
Фактическое значение индикатора (по данным сводной формы 2-ПФ) |
Значение целевого индикатора, установленное Программой | |
Индикаторы, характеризующие совершенствование работы жилищно-коммунального комплекса | ||||
Уровень износа коммунальной инфраструктуры (процентов) |
60,2* на 5,6% больше планового показателя |
57 |
56* на 1,8% больше планового показателя |
55 |
Доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры (процентов) |
12,8 на 25% меньше планового показателя |
17 |
35 на 75% больше планового показателя |
20 |
Доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основании конссеционных соглашений и других договоров, от общего количества организаций коммунального комплекса (процентов) |
15,2 в 1,9 раза больше планового показателя |
8 |
18 в 1,2 раза больше планового показателя |
15 |
Доля многоквартирных домов, управляемых профессиональными управляющими организациями (процентов) |
18,3 в 3 раза больше планового показателя |
6 |
22,4 в 2,2 раза больше планового показателя |
10 |
Объем просроченной кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства (млрд. рублей) |
305,0 в 1,8 раза больше планового показателя |
167 |
254,7 в 2,5 раза больше планового показателя |
100 |
Доля муниципальных образований, завершивших перевод субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежные выплаты на персонифицированные социальные счета граждан (процентов) |
37,2 на 21% меньше планового показателя |
47 |
65,3 на 18,4% меньше планового показателя |
80 |
Доля семей, получивших субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (процентов) |
10,2 на 36,3% меньше планового показателя |
16 |
12,4 на 31,1% меньше планового показателя |
18 |