Методы оптимизации государственных расходов с целью повышения темпов экономического роста Республики Молдова

Структура государственных расходов влияет на экономический рост, по меньшей мере, двумя способами. Во-первых, обширные ассигнования на различные функции правительства могут повлиять на общие темпы экономического роста, потому что некоторые категории деятельности, по-видимому, сильнее воздействуют на рост экономики, чем другие. Во-вторых, государственные ресурсы могут распределяться более или менее эффективно внутри каждой широкой категории расходов.

Несомненно то, что высокий уровень расходов в «непродуктивных» областях (особенно расходы на государственное потребление и трансферты) может негативно сказаться на экономическом росте, тогда как расходы, направленные в «продуктивные» области (например, инвестиции, социальный сектор), могут способствовать экономическому росту. Это также показывает, что, несмотря на это, подобные результаты, равно как и другие, больше касающиеся размера государственного сектора, зависят от качества управления. Странам с лучшим управлением в целом лучше удается собирать налоги и более эффективно и результативно расходовать государственные средства. Таким образом, в странах с развитой системой управления более высокий уровень расходов в продуктивных секторах может привести к ускорению темпов экономического роста, а более высокий уровень расходов в непродуктивных областях необязательно окажет отрицательное влияние на экономический рост. Напротив, в странах со слабым управлением высокий уровень непродуктивных расходов и высокие налоги, которые необходимы для их финансирования, склонны замедлять рост экономики. В то же время расходы в областях, традиционно считающихся продуктивными, не обязательно приносят большую отдачу в этих странах.

Это широкое разделение расходов на «продуктивные» и «непродуктивные» области является очень приблизительным, и, вероятно, на практике будут иметь значение фактические модели расходов в любой отдельной области. Расходы в таких продуктивных областях, как, например, образование, могут оставаться нерациональными, в то время как хорошо адресованные расходы в менее продуктивных областях могут дать положительные результаты. Хотя Республика Молдова должна стараться, по возможности, направлять расходы в наиболее продуктивные области, но, что еще более важно, при этом она должны повысить эффективность расходов в каждой области, как показано далее.

Инфраструктура

Количество и качество инфраструктуры является ключевым фактором для инвестиционного климата любой страны, и в большинстве исследований делается вывод о том, что улучшение системы инфраструктуры и ее качества оказывает положительное влияние на перспективы экономического роста. Однако качество и надежность существующей инфраструктуры начинают вызывать все большую обеспокоенность, потому что инфраструктурные комплексы, унаследованные от социалистической системы, разрушаются вследствие недостаточного ремонта либо же устарели морально в условиях реструктурированной рыночной экономики. Страны, в которых отмечается наиболее быстрый экономический подъем, обновляют свои основные фонды за счет новых инвестиций, особенно в энергетическом секторе, в то время как Молдова, менее динамично развивающаяся страна, сталкивается с необходимостью значительной замены и ремонта инфраструктуры, вызванной недостаточностью обслуживания и ремонта на протяжении многих лет, а также изначальным техническим несовершенством. Дальнейшие инвестиции в этот сектор и более серьезное внимание к ремонтным работам и содержанию так же необходимы. Необходимо укрепить систему управления государственными инвестициями.

Тем не менее, увеличение расходов на инфраструктуру вряд ли активизирует экономический рост в условиях ненадлежащей политики. С начала переходного периода основной акцент делался на том, что реформы должны способствовать эффективному использованию очень ограниченных ресурсов путем изменений форм собственности, ценообразования, сборов налогов и системы социальной защиты неимущих слоев населения. На настоящий момент дальнейшее развитие будет возможно только при условии, что основное внимание будет уделяться реформам государственных институтов с целью увеличения эффективности управления и его укрепления. Прогресс, достигнутый республикой невелик, и предстоит еще очень много сделать. Заглядывая в будущее, можно утверждать, что существуют возможности для более значительного участия частного капитала в инфраструктуре Молдовы, как через распродажу активов, так и на основе договоров об управлении. Если не считать сектор телекоммуникаций, энергетический сектор сегодня привлекает львиную долю частного капитала, идущего в инфраструктуру, что, в целом, привело к положительным результатам по улучшению собираемости платежей и надежности поставок. В любом случае, роль правительства продолжает оставаться очень важной. С одной стороны, успешное участие частного сектора невозможно, если государство не будет гарантировать честной конкуренции и финансовой эффективности. С другой стороны, необходимо пристальное внимание со стороны государства за тем, чтобы участие частного капитала способствовало наилучшему управлению отраслью и не создавало непредвиденных финансовых обязательств для государства. Финансовая роль государства также останется очень важной, так как частный сектор не сможет обеспечить все финансирование, необходимое для инфраструктуры.

Перейти на страницу: 1 2 3