Анализ структуры и динамики государственных расходов в Республике Молдова на современном этапе
Во многих странах особенно развивающихся, государство старается сконцентрировать в своих руках производства, которые обеспечивают значительные бюджетные поступления. Например в Венесуэле нефтяной сектор, который дает свыше 75% доходов бюджета, принадлежит государству.
Подобный опыт был бы полезен и для Молдовы, однако государство пока не сумело взять под свой контроль "бюджетонаполняющие" производства, и пытается решить проблему дефицита бюджета, сокращая и расходную и доходную его часть. Из мировой практики известно, что во время экономических спадов необходимо увеличивать некоторые виды государственных расходов - в частности, трансфертные выплаты домашним хозяйствам, подвергшимся сильному воздействию депрессии, включая пособия по безработице, социальные расходы. Поэтому, политика направленная на сокращение государственных расходов в период циклического спада не является полезной для экономики Молдовы. Если объем государственных расходов (закупок) равен величине налогов за минусом трансфертных платежей, то правительство имеет сбалансированный бюджет, то есть G=T. Если G превышает Т (G>T), то налицо дефицит бюджета (BD)
Политика в области государственных расходов исходит из положений Программы деятельности Правительства и Стратегии национального развития , а так же других национальных программ и стратегий.
Основные цели политики расходов в Республике Молдова:
- Повышение эффективности и результативности использования публичных ресурсов. Эта задача является первостепенной в условиях, когда публичные расходы по отношению к ВВП достигли достаточно высокого уровня.
- Улучшение планирования публичных расходов. Это предполагает , в основном, развитие способности и ответственности публичных органов в области планирования отраслевых политик в объеме располагаемых ресурсов. Главная направленность в этом контексте состоит в том, что получатели бюджетных фондов должны быть нацелены на рациональное использование публичных фондов, а не на запросы дополнительных ресурсов.
- Оптимизация расходов на персонал. Процесс анализа и оптимизации расходов на персонал отражает задачи Концепции оптимизации численности занятых в бюджетном секторе. Эта задача особенно важна ввиду высокого уровня расходов на персонал в общей суме расходов.
- Распределение публичных ресурсов по секторам, программам и видам деятельности в соответствии с установленными приоритетами.
Приоритеты публичных расходов:
- Процесс распределения дополнительных ресурсов, в основном базируется на приоритетах политики отраслей. Наряду с этим, преобладающая часть дополнительных ресурсов ( более 80%) была направлена на соответствующее обеспечение текущих программ расходов. Этот факт доказал ограниченность возможностей для новых приоритетов и мер политики.
- Часть ресурсов была распределена в соответствии с межотраслевыми приоритетами. Эти приоритеты соответствуют Концепции о приоритетах политики и отражают основные задачи политики в области расходов. В частности, основная часть дополнительных ресурсов направлена на следующие приоритетные направления:
1) реформа оплаты труда, как определяющий фактор в повышении качества публичных услуг;
2) Капитальные вложения, являющиеся одним из главных приоритетов. Объем капитальных вложений, обусловлен улучшением качества инвестиционного портфеля в соответствии с приоритетами развития, качественными изменениями и повышением ответственности органов управления за планирование и реализацию капитальных вложений.
- Внедрение мероприятий, вытекающих из Программы поддержки молодежи. Это будет реализовано посредством социальных программ: доступ к обучению, обеспечению жильем, поощрение предпринимательской деятельности;