Сущность и организационные аспекты контроля исполнения смет государственного бюджета
Сумма расходов и ее распределение по статьям приводятся в смете в сопоставлении с уточненным планом и исполнением по отчету за предшествующий период за 6 или 9 месяцев в зависимости от того, когда она составляется.
Расходы, предусмотренные по смете, должны быть обоснованы необходимыми расчетами по каждой статье. Расчеты составляются исходя из производственных показателей и в соответствии с действующим законодательством в части расходования средств на выплату заработной платы, а также с соблюдением действующих норм расходов по отдельным видам затрат.
Смета подписывается руководителем учреждения и бухгалтером; утверждается вышестоящей организацией по учреждениям, в сроки, установленные Правительством Украины .
Утверждение сметы оформляется специальной надписью главного распорядителя кредитов на лицевой стороне с указанием общей суммы расходов и даты утверждения сметы. Подпись главного распорядителя кредитов удостоверяется печатью организации, утвердившей смету.
Смета составляется в двух или трех экземплярах, один из которых направляется в бюджетное учреждение, а второй остается в вышестоящей организации, утвердившей смету.
Изменения в смету может вносить главный распорядитель, утвердивший смету, поскольку правом изменения годовых назначений по сметам отдельных учреждений пользуется та организация, которая утвердила годовую смету.
Руководителю организации предоставлено право использовать предусмотренные сметами средства по каждому назначению в пределах годовых ассигнований независимо от поквартального распределения, за исключением ассигнований на заработную плату и капитальные вложения.
Увеличение в указанном порядке квартальных расходов по одной статье допускается за счет соответствующего сокращения расходов по другим статьям, кроме расходов на заработную плату, капитальные вложения и питание (а для учреждений, состоящих на государственном бюджете, и расходов на приобретение оборудования и инвентаря”, без превышения общей суммы квартальных ассигнований по всем статьям сметы в целом.
Бюджетное учреждение может иметь в своем распоряжении помимо средств, получаемых из бюджета, специальные средства, на что составляется отдельная смета доходов и расходов. Специальными являются средства, образующиеся из тех доходов учреждений, состоящих на бюджете, которые могут расходоваться на специальные цели без проведения по доходной и расходной части бюджета.
Как было сказано выше, что основным нормативным документом для проверки использования государственных средств является смета. Но существуют еще другие нормативные документы по учету и контролю использования средств поступившие из государственного бюджета (см.таб.1.10.)
Таблица 1.10
Экономико-правовой анализ действующей нормативной базы по учету и контролю исполнения смет государственного бюджета.
№п/п |
Нормативный документ |
Кем, когда утвержден |
Основные положения |
Использования в учете и контроле |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Бюджетный Кодекс Украины [ 2 ] |
от 21.06.2001г. №2542 с последними изменениями и дополнениями № 549 –V от 09.01.2007г |
Определяются основы бюджетной системы Украины, ее структура, принципы, правовые начала функционирования, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений и ответственность за нарушение бюджетного законодательства |
Регулируются отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и рассмртрения отчетов об их исполнении, а также контроля за исполнением Государственного бюджета Украины и местных бюджетов. |
2 |
Закон Украины « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» [ 3 ] |
от 16.07.99г. №996-IV, с последними изменениями и дополнениями № 1213 от |
Определяет правовые основы регулирования, ведения бухгалтерского учета и составления |
Организационные аспекты формирования учетной политики предприятия по определению |
19.12.2006г. |
финансовой отчетности в Украине. Состоит из пяти разделов: 1-общие положения; 2-государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности; 3-организация и ведения бухгалтерского учета; 4-финансовая отчетность; 5-окончательные положения. |
влияющих факторов на финансовый результат деятельности. | ||
3 |
План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядок применения плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений. [12 ] |
ГУ ГКУ , МФ от 10.12.1999г. № 114, с с последними изменениями и дополнениями № 11 от 21.01.2005г |
Требования являются обязательными для всех учреждений и организаций, основная деятельность которых осуществляется за счет средств государственного и/или местных бюджетов. Состоит из 2 разделов: I-Балансовые счета : класс 1-Необоротные активы; 2 класс-запасы; 3класс-средства, расчеты и прочие активы; 4 класс- собственный капитал; 5 класс- долгосрочные обязательства; 6 класс-текущие обязательства; 7 класс-доходы; 8 класс-расходы. II раздел. Забалансовые счета : 0 класс-Забалансовые счета. |
План счетов, разработанный на основании международных стандартов бухгалтерского учета, предназначен для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций учреждений и организаций, основная деятельность которых осуществляется за счет государственного и/или местных бюджетов, и операций по исполнению бюджетов |
4 |
Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений [ 6 ] |
Постановление КМУ от 28.02.02г. № 228 (с изменениями и дополнениями № 63 от 24.01.07 |
Определяет основные процедуры составления, рассмотрения, утверждения смет бюджетных учреждений: Общие положения; порядок составления проектов смет; порядок рассмотрения и утверждения смет; основные требования по выполнению сметы. |
Осуществление расходов, не предусмотренных сметой, не допускается, поскольку утвержденная смета бюджетного учреждения представляет собой предельный уровень расходов, которые может осуществлять учреждения по той или иной статье за счет бюджетных средств. |
5 |
Закон Украины о Государственном бюджете на 2008г. [4 ] |
№107-VI от 28.12.2007г. с изменениями и дополнениями от 25.05.2008г. № 10-рп/2008 |
Главный финансовый документ страны. Раздел 1 –ЗУ о ГБУ на 2008год Раздел 2- Внесение изменений в некоторые Законодательные акты Украины Раздел 3-Заключительные положения. |
Для назначения и выплат всех социальных гарантий |