Проблемы укрепления финансовой системы РФ в современных условиях
После разделения уровней бюджетной системы появились предпосылки для реформирования (раздельно на каждом уровне) бюджетного процесса. Суть этих преобразований состоит в переходе к среднесрочному (на период не менее трех лет) финансовому планированию. В международной практике такая организация бюджетного процесса носит название "Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты" и предусматривает систему мер по внедрению среднесрочного бюджетирования, новую бюджетную классификацию и учет с соответствующими изменениями процедур составления и рассмотрения бюджетов.
Первый шаг, который уже сделан в 2004 году – внесение ряда изменений в Закон о бюджетной классификации. Эти изменения приближают бюджетную классификацию к международным стандартам, создают предпосылки введения принципов управленческого учета. В дальнейшем планируется внести поправки в Бюджетный кодекс, предусматривающие:
· Отказ от утверждения Бюджетной классификации отдельным федеральным законом;
· Утверждение основных (единых для всех бюджетов) позиций непосредственно Бюджетным кодексом;
· Определение состава целевых статей и видов расходов каждым уровнем власти самостоятельно;
· Введение программной классификации;
· Предоставление возможности органам исполнительной власти разных уровней вводить дополнительные уровни и детализировать разрезы классификаций, используемых для целей управленческого учета.
При формировании перспективного финансового плана РФ на 2006-2008 гг. и проекта федерального бюджета на 2006 год в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 марта 2005 года № 118 был экспериментально апробирован целый ряд существенных новаций бюджетного планирования.
Финансовая система любого государства находится в прямой зависимости от состояния налоговой системы в государстве. Налоги – это инструмент государственного регулирования. Они позволяют, исходя из приоритета структурных преобразований, распределять потоки капитала, стимулировать развитие хозяйствующих субъектов, способствовать притоку иностранных инвестиций. Федеральный бюджет, местные бюджеты в большей своей степени формируются из налоговых поступлений. Таким образом, укрепление финансовой системы государства напрямую зависит от того, насколько крепкими в экономическом плане будут ее звенья – хозяйствующие субъекты, бюджеты всех уровней, финансы населения, которые в свою очередь зависят от той налоговой системы, которая функционирует в государстве.
В 1998 году с принятием Федеральным Собранием первой части Налогового кодекса в РФ началась поэтапная реформа налогового законодательства. Прежде всего, налоги должны стимулировать развитие экономики страны, а не тормозить ее. С 2005 года в системе налогов РФ всего 15 видов налогов: федеральные налоги и сборы – 10, региональные налоги и сборы – 3, местные налоги – 2. Основными направлениями современной налоговой политики РФ являются:
· Построение стабильной на среднесрочный период системы налогов РФ;
· Создание рациональной налоговой системы;
· Совершенствование системы ответственности в налоговой системе;
· Уменьшение числа налогов и налогового бремени: снижение ставок, упорядочение штрафных санкций, их изменение для законопослушных налогоплательщиков, оптимизация сумм налогов;
· Снижение налоговой нагрузки на отечественных товаропроизводителей при повышении ставок таможенных пошлин и сборов;
· Повышение собираемости налогов в стране, в том числе за счет ЕНВД в отдельных секторах бизнеса;
· Развитие налогового федерализма с изменением пропорций в распределении основных налогов России по бюджетам разных уровней;
· Формирование правовой налоговой базы и налогового права и др.
Но несмотря на налоговые нововведения, налоговая система РФ остается все еще не эффективной. Все еще действуют так называемые "серые схемы", позволяющие обходить налоги, "зависшие" в банках налоговые платежи и т.д.
Еще одной важной задачей в области укрепления финансовой системы страны является построение эффективного государственного финансового контроля, совершенствование законодательства, регулирующего его осуществление.
Практика свидетельствует, что в настоящее время в РФ функционирует конгломерат разрозненных звеньев финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, слабо взаимодействующих между собой. Случается, что один и тот же экономический субъект последовательно подвергается проверке со стороны нескольких контрольных органов. В результате имеет место непрерывный контрольный процесс. Он не имеет подчас практического смысла и вызывает негативное отношение. До сих пор не разработана и не утверждена официальная концепция становления и развития государственного финансового контроля. Выходом из ситуации может стать принятие Президентом РФ решения об издании указа под условным названием "О координации и взаимодействии органов государственного контроля". Эффективный государственный контроль за исполнением бюджета возможен только при обеспечении реальной консолидации и координации возможностей субъектов парламентского, правительственного контроля, а так же контрольных структур субъектов РФ.