Проблемы укрепления финансовой системы РФ в современных условиях
Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений и от того, как отлажены эти отношения в каждом звене зависит общее состояние финансовой системы государства.
Одним из наиболее важных звеньев финансовой системы РФ являются государственные финансы – гос. бюджет, гос. внебюджетные фонды и гос. кредит. В одном из своих выступлений, посвященных основным направлениям бюджетной и налоговой политики на 2006 год, министр финансов РФ Кудрин обратил как раз особое внимание на существующие проблемы финансовой системы. В своем выступлении он говорил о том, что федеральный бюджет на 2006 год и среднесрочную перспективу является бюджетом развития, обеспечивающим создание предпосылок для дальнейшего увеличения инвестиций, создания условий для развития экономики, повышения ее конкурентоспособности путем:
· снижения налогового бремени;
· достижения стабильно низкого уровня инфляции;
· проведения консервативной политики в области государственных заимствований;
· создания условий для роста конкурентоспособности "человеческого капитала";
· повышения эффективности судебной и правоохранительной систем;
· повышение эффективности использования гос.собственности и формирования системы управления имуществом госсектора;
· оказание помощи из федерального бюджета путем субсидирования процентных ставок по кредитам и компенсации части затрат на уплату процентов по кредитам, лизинговым платежам сельхозпредприятиям, предприятиям легкой промышленности и др.
В соответствии с этими задачами бюджет 2006 года сформирован по доходам в сумме 5046,1 млрд. рублей (20,7% ВВП), по расходам – 4270,1 млрд. рублей (17,5% ВВП) и профициту – 776 млрд. рублей (3,2% ВВП).
Основными приоритетами бюджетных расходов являются:
- финансовое обеспечение социальных реформ;
- модернизация оборонного комплекса;
- развитие общественной инфраструктуры.
Основным принципом бюджетной политики в области межбюджетных отношений станет обеспечение стабильности закрепленных за уровнями бюджетов доходных источников и расходных полномочий.
Назревшая проблема межбюджетных отношений начала решаться в 2003 - 2004 году в результате проеденной реформы межбюджетных отношений в рамках реализации Программы развития бюджетного федерализма в РФ.
Сущность проведенной в 2003-2004 гг. реформы межбюджетных отношений заключается в разделении уровней бюджетной системы с четким определением на постоянной основе их обязательств и доходов. Главный ее результат – переход от "мягких" к "жестким" бюджетным ограничениям для каждого уровня бюджетной системы при реальном расширении законодательно установленной бюджетной автономии субнациональных властей.
Изъятие ресурсов у нижестоящих бюджетов через нормативы отчислений, которые жестко закрепляются на долгосрочной основе, или через возложение дополнительных расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, запрещается. Распределение финансовой помощи строится так, чтобы сохранить стимулы к наращиванию собственных ресурсов и экономии бюджетных средств.
Основные новации введенной в 2005 году системы межбюджетных отношений состоят в следующем:
· В соответствии с реформой местного самоуправления были введены два уровня (типа) местных бюджетов, т.е. бюджетная система РФ становится четырехуровневой;
· Определены четкие правила разграничения расходных обязательств;
· Предусмотрено определенное расширение налоговой автономии субнациональных властей;
· Установлено закрепление нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты субъектов РФ Бюджетным Кодексом, а не ежегодными законами о бюджете;
· Введены новые формы и принципы распределения межбюджетных трансфертов;
· Законодательно установлены единые принципы построения межбюджетных отношений в субъектах РФ при обеспечении самостоятельности региональных властей в их конкретной реализации.
Для практической отладки новой системы межбюджетных отношений потребуется определенное время. Реальная необходимость внесения значимых поправок в принятое в 2003-2004 гг. законодательство может возникнуть года через 4-5. Сейчас необходимо обеспечить стабильность принятых правил, накопить практический опыт их применения, создать новую статистическую и отчетную базу, наладить мониторинг регулирования межбюджетных отношений субъектами Федерации.