Рассмотрим основные принципы и приоритеты бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики РФ в 2007 году и среднесрочной перспективе. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2007 го
Основным фактором экономического роста в 2007 году было увеличение потребительского и инвестиционного спроса, однако расширение внутреннего спроса происходило более низкими темпами, чем в 2006 году. В результате темпы роста ВВП прогнозировались со снижением - 6% в 2007 году против 6,6% в 2006 году
Федеральный бюджет на 2007 год и среднесрочную перспективу обеспечивал создание предпосылок для увеличения инвестиций в российскую экономику, создания условий для ее устойчивого роста и повышения конкурентоспособности. Для этого должны быть решены следующие задачи.
1. Стимулирование инструментами налоговой политики позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес.
Самый высокий уровень налогового бремени имел место в секторе добычи полезных ископаемых (по итогам 2005 года - 51,6%). Минимальный уровень налоговой нагрузки в сельском хозяйстве (4,3%) и в социальной сфере (8,3%). В обрабатывающих производствах уровень налоговой нагрузки в 2005 году составил 19,1%. Тем самым сокращался разрыв в инвестиционной привлекательности сырьевого и перерабатывающего сектора, что являлось необходимым условием для прогресса в диверсификации экономики и ухода от "голландской болезни".
2. Достижение стабильно низкого уровня инфляции.
Устойчивость национальной валюты является тем условием, при котором экономика работает эффективно и бесперебойно. Низкая инфляция создает благоприятные условия для накопления и инвестирования средств в результате сокращения риска потери покупательной способности денег; укрепляются и получают возможность эффективно функционировать кредитные и финансовые рынки. Сохранение на протяжении последних лет высоких темпов инфляции сформировало высокие инфляционные ожидания, которые носят инерционный характер, и превышение инфляцией установленных ориентиров привело к автоматическому росту ожидаемой инфляции, сохранению высокой склонности к потреблению.
Инфляция отражает усредненную оценку индекса потребительских цен исходя из структуры расходов различных доходных групп населения. Средний рост потребительских цен за 2001-2005 годы составил 13,4%. При этом уровень инфляции для наименее обеспеченного населения (1 и 2 децильные группы) за этот период был на 1,5 процентного пункта выше, чем средний уровень инфляции. Это превышение обусловлено, прежде всего, интенсивным ростом цен на платные услуги для данной группы граждан (25,85% против 21% в среднем по всем домохозяйствам) и цен на непродовольственные товары (7,1% против 6,4%).
Основным фактором высокой инфляции является ускоренный рост денежного предложения, опережающий рост спроса на деньги. Поэтому базовая инфляция в 2001-2004 годах оставалась стабильно высокой - 10-11% в год, в 2005 году базовая инфляция составила 8,3%. Это связано с тем, что ежегодно темпы роста денежных агрегатов складываются существенно выше, чем предусматривается основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на очередной год. В 2002 году прирост денежной массы (М2) прогнозировался (по верхней границе) в размере 28%, фактически - 32,4%; в 2003 году - 26% (50,5%); в 2004 году - 25% (35,8%); в 2005 году - 32% (38,6%).
Экономика и денежно-кредитная сфера, прежде всего, в значительной степени зависят от динамики цен на нефть. С августа 2005 по август 2006 года по мере пересмотра прогноза цен на нефть изменялись параметры денежно-кредитной и курсовой политики. Так, если при прогнозируемой цене на нефть в 2007 году в размере 35 дол. США / бар, (дата прогноза - август 2005 года) индекс потребительских цен прогнозировался в размере 6 - 7,5%, среднегодовой курс рубля к доллару США - 28,6 руб. / дол. США, повышение реального эффективного курса рубля - 3,7%, то при прогнозируемой цене на нефть 61 дол. США (дата прогноза - август 2006 года) индекс потребительских цен прогнозируется в размере 6,5 - 8%, среднегодовой курс рубля к доллару США - 26,5 руб. / дол. США, повышение реального эффективного курса рубля - 4,8 %.