Оценка доходов МО. г. Пыть-Ях
Структура доходов бюджета города включает в себя также доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые формируются за счет рыночных продаж товаров и услуг и безвозмездных поступлений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Доходная часть бюджета города сформирована, преимущественно, за счет налоговых поступлений и межбюджетных трансфертов. В структуре доходов бюджета города доля налоговых платежей составляет в 2009 году – 26,17%, а доля межбюджетных трансфертов – 57,98%. Таким образом, качественный прогноз налоговых поступлений и объем доведенных из окружного бюджета межбюджетных трансфертов определяют эффективность планирования и управления бюджетным процессом развития города.
Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о межбюджетных отношениях в Ханты Мансийском автономном округе – Югре, который претерпевает изменения в связи с тем, что, начиная с 2009 года заканчивается переходный период, установленный федеральным законодательством.
Так, в соответствии со статьей 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты городских округов с 01.01.2006 зачисляется 30 процентов от налога на доходы физических лиц, а проектом Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югра «О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями вступающими в силу с 1 января 2009 года) предусмотрено, что в бюджеты городских округов зачисляются дополнительно налоговые платежи от налога на доходы физических лиц по нормативу 15 процентов от доходов по указанному налогу, подлежащих зачислению в бюджет автономного округа.
Также передан на 2009 год дополнительный норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц взамен дотаций из Регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в размере 7,4% и Регионального фонда финансовой поддержки поселений в размере 4,9% всего 12,3%, в результате отчисления по налогу на доходы физических лиц в местный бюджет составят 57,3%, в 2008 году они составляли 51,9% или возросли на 5,4%.
С 2009 года расчет и предоставление субсидий гражданам по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги осуществлялось региональными органами социальной защиты населения.
С 2010 года не планируется субвенция бюджетам городских округов для финансирования полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели.
Субвенция на реализацию основных общеобразовательных программ, начиная с 2009 года скорректирована с учетом введения нормативно-подушевого финансирования.
В 2009 году сохранены основные направления расходов из регионального фонда софинансирования расходов: субсидии на строительство объектов в рамках региональных целевых программ и на финансирование приоритетных социально значимых расходов бюджета города.
Постепенное снижение объемов фонда софинансирования на 2010 и 2011 годы обусловлено завершением реализации программ: «Развитие материально-технической базы дошкольных учреждений в Ханты -Мансийском автономном округе – Югре на 2007-2010 годы» и «Развитие материально-технической базы учреждений социальной сферы ХМАО - Югры на 2006-2012 годы».
2.2 Проблемы функционирования бюджета м.о. г. Пыть-Ях
Финансовые проблемы местного самоуправления не исчерпываются общим недостатком финансовых ресурсов, обусловленным отчасти вертикальной несбалансированностью бюджетной системы, продолжающейся практикой принятия законов, влекущих за собой снижение доходов, увеличение расходов региональных и местных бюджетов, отчасти слабой активностью местных властей.
Не менее серьезной проблемой является структурное несоответствие доходов и расходов.
Так, шесть основных затрат местного самоуправления - транспорт, ЖКХ, образование, здравоохранение, социальная защита - составляют 94% всех расходов муниципальных бюджетов. Данные статьи определяют только текущее содержание муниципального образования, соответственно, на развитие муниципалитетов средства практически не выделяются. Расходы, связанные с развитием, так же как и текущие расходы, финансируются в основном за смет текущих доходов - налоговых поступлений и трансфертов из вышестоящих бюджетов. При недостаточности бюджетных доходов это приводит как к неоправданному сокращению текущих, так и к неполному финансированию капитальных расходов.